|
|
N°32, 26 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Саммерс остался без работы
Бывшего министра финансов США сгубила прямота
Президент Гарвардского университета 51-летний Лоуренс Саммерс объявил о том, что покинет свой пост 30 июня нынешнего года. Тем самым поставлена точка в его противостоянии с преподавательским составом крупнейшего вуза и научного центра. Саммерс возглавил Гарвард в июле 2001 года. До этого, во времена президентства Билла Клинтона, он занимал должности заместителя министра финансов, курируя международные вопросы, в том числе отношения с Москвой и поддержку российских реформ. В июле 1999-го Саммерс стал министром финансов, проработав на этом посту до января 2001 года.
Саммерс признал в прощальной речи в Гарварде, что он лично «для многих стал большой проблемой» и посетовал на «злобу, которая возникла среди некоторых членов факультета гуманитарных наук». «С большой неохотой я пришел к выводу, что самым лучшим для развития университета, о котором я заботился, а также для моего собственного удовлетворения, было бы уйти в отставку», -- сказал он.
Отношение к Саммерсу в университете, которому в этом году исполнятся 370 лет, было негативным далеко не всегда. На первых порах Саммерса называли «лидером, который появляется раз в столетие». На него возлагались грандиозные надежды, тем более что на посту министра он зарекомендовал себя как блестящий управленец. Не был он новичком и в академической среде -- Саммерс стал профессором экономики, когда ему было 28 лет.
Однако первый конфликт между президентом и профессурой разгорелся почти сразу после того, как Саммерс встал у руля Гарварда. Новый президент попросил одного из ведущих профессоров, афроамериканца Корнела Уэста уделять меньше времени записи музыкальных альбомов в стиле рэп, которым тот увлекается, и сосредоточиться на науке. Саммерса обвинили в нетерпимости.
Еще одним пятном на репутации президента Гарварда стал финансовый скандал -- в 2001-м Саммерс фактически прикрыл своего друга, профессора Андрея Шлейфера, координировавшего в середине 1990-х программу помощи России в осуществлении приватизации. Сделка с правосудием, обвинявшим Шлейфера в махинациях, стоила Гарварду 26,5 млн долл. В прошлом году Саммерс неосторожно заявил, что «врожденные качества» женщин препятствуют их успехам в научной карьере. После этого ему вынесли первый вотум недоверия. Но тогда он сохранил свой пост.
Последний раз конфликт Саммерса и преподавателей обострился после того, как в середине февраля факультет гуманитарных наук принял решение провести новое голосование по вотуму недоверия президенту. Поводом стали слухи, возникшие вокруг отставки декана факультета -- якобы он сделал это под давлением Саммерса. Судьба президента Гарварда должна была решиться 28 февраля. Но он не стал дожидаться этой даты.
Отсутствие взаимопонимания в «звездном» коллективе преподавателей, а также излишняя прямота и резкость в высказываниях и действиях помешали Саммерсу полностью реализовать планы по модернизации Гарварда. Хотя ему все же удалось пересмотреть учебные планы в сторону их большего соответствия современным требованиям, провести свои кандидатуры на посты деканов факультетов и начать радикальную перестройку университетского городка. Как сказал «Времени новостей» директор российских и азиатских программ вашингтонского Института мировой безопасности Николай Злобин: «Гарвард -- это большой механизм, который включает в себя человеческую проблему. В нем работают выдающиеся, всемирно известные люди, со своими взглядами. С ними действительно тяжело, и без правильного подхода ничего не получится». Наш собеседник пояснил: «Главная задача президента Гарварда -- обеспечивать благосостояние университета, проще говоря, искать деньги. Для этого надо уметь находить общий язык с традиционными и потенциальными донорами. К тому же в Гарварде не принято, чтобы президент становился слишком публичной фигурой -- его позиция по тем или иным вопросам может оттолкнуть спонсоров. Саммерса всегда воспринимали там как выскочку из Вашингтона».
Британская Financial Times в редакционном комментарии признает, что Саммерса «отличает резкость в высказываниях, которая шокировала значительное число его коллег». Однако газета подчеркивает, что эта резкость была направлена на реализацию целей, «которые в Гарварде должны разделять все: повышение образовательного уровня студентов, привлечение в учебный процесс абитуриентов с низким достатком, стремление улучшить международный имидж университета». Поэтому, пишет FT, «будет жаль, если уход Саммерса окажется не победой его противников над одним человеком, а над университетом в целом».
До тех пор, пока не будет найден достойный преемник Саммерса, обязанности президента Гарварда будет исполнять 75-летний Дерек Бок, который с 1971 по 1991 год сам занимал этот пост. Что касается судьбы Саммерса, пока он взял годичный «профессорский отпуск». Попечительский совет Гарварда уже предложил Саммерсу пост профессора с правом выбора кафедры по его собственному усмотрению. Но не исключено, что он войдет в руководство какой-нибудь крупной корпорации или станет советником кандидата от Демократической партии на президентских выборах в 2008 году.
Альберт ГАЛЕЕВ