|
|
N°32, 26 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Для служебного пользования
Минобразования не может получить от бизнеса заявки на специалистов
Одним из препятствий на пути реформы высшей школы по-прежнему является отсутствие четких прогнозов на отечественном рынке труда. В этом признался на днях в Петрозаводске на заседании рабочей группы Госсовета министр образования и науки Андрей Фурсенко. По его словам, невозможно без участия работодателей корректно реализовывать государственную политику в вопросе подготовки кадров. «Бизнес сегодня уходит от ответственности и от обсуждения, потому что это головная боль. Он должен сказать, какие специалисты ему нужны, а какие -- нет», -- пояснил министр.
В ближайшем будущем Минобразования намерено основательно скорректировать контрольные цифры приема в каждый вуз по каждой специальности. При этом помимо качества образования в вузе планируется учитывать потребности региона в рабочей силе и возможность трудоустройства выпускников. «Возможно перераспределение бюджетных мест из тех регионов, где специалисты с высшим образованием не востребованы после окончания вуза, в те регионы, где они востребованы», -- уточнил министр. При этом скорей всего в среднем по России контрольные цифры приема будут постепенно сокращаться с учетом демографического кризиса. «Иначе через три-четыре года нам придется принимать всех выпускников школ, чтобы закрыть все бюджетные места, -- сказал Андрей Фурсенко. -- А это уже будет чистая профанация и навязывание высшего образования». Для того чтобы правильно распланировать бюджетные места в вузах, чиновникам и требуется помощь бизнесменов.
Между тем, как стало понятно на совещании рабочей группы, работодатели намерены и дальше играть в перекидывание мяча с государством. Как пояснил руководитель департамента социальной политики Российского союза промышленников и предпринимателей Федор Прокопов, ведущая роль в прогнозировании потребностей рынка труда должна принадлежать все-таки государству. «Нужна качественная и своевременная информация о потребностях в специалистах. У государства здесь должна быть ведущая роль, а бизнес присоединится», -- пообещал он. Начальник департамента соцполитики сообщил, что его коллеги по РСПП не только пока не в силах выполнить пожелания Минобразования насчет прогнозов на будущее, но и не могут разобраться в настоящем -- а именно в разнообразии дипломов, появившихся в ходе реализации образовательной реформы: «Никто из кадровиков на предприятиях не понимает разницы между бакалавром и магистром, колледжем, который ранее назывался ПТУ, и колледжем, который являлся техникумом. Нужно начать с того, что создать четкую топологию по квалификационным уровням».
Воспользовавшись случаем, Федор Прокопов поспешил заодно развеять надежды чиновников на сотрудничество с бизнесом и в другой сфере -- в программе развития среднего профессионального образования. «Проблема армии серьезно сдерживает бизнес от инвестиций в образование, -- сказал он. -- Никто не профинансирует колледж, все выпускники которого пойдут в армию. Никто не знает, кто после этого вернется и приступит к работе по полученной специальности, с каким остатком знаний окажутся те, кто вернется».
Кирилл ВАСИЛЕНКО