Время новостей
     N°32, 26 февраля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.02.2006
Где деньги лежат
Сенаторы ищут доходы для региональных бюджетов под линиями электропередачи и железными дорогами
Доля федерального центра в консолидированных доходах бюджета в прошлом году превысила 93%. Такая цифра была объявлена сенаторами на парламентских слушаниях о проблемах налогового законодательства в региональном разрезе. Судя по количеству вопросов в налоговом обеспечении регионов, которые из года в год ставят на обсуждение сенаторы, удивительно, что регионам вообще удается собирать хоть какие-то доходы для собственного существования.

В первую очередь сенаторы предлагают отказаться от всех льгот, которые центр предоставляет по региональным и местным налогам. Льготы в виде освобождения от налога на имущество организаций имеют не только военные предприятия, но и входящие в структуру войск гражданской обороны МЧС. «Если подводная лодка стоит громадные деньги, то с нее логично было бы платить налог на имущество хотя бы по пониженной ставке», -- считает глава бюджетного комитета Совета Федерации Евгений Бушмин. "Только по территориям, занимаемым железными дорогами и линиями электропередачи, льготы, предоставляемые федеральным центром, отнимают у республики 200 млн руб. ежегодно", -- заявил первый заместитель министра финансов Карелии Сергей Михайлов.

Довольно непредсказуемой для субъектов федерации оказывается региональная часть налога на прибыль. Поступления от этого налога зачастую зависят от места расположения «центра прибыли» вертикально интегрированной компании. А этот самый центр может перемещаться из региона в регион. Та же "Сибнефть" базировалась в Омске, а теперь, после поглощения "Газпромом", вроде как собралась переезжать в Петербург. По словам заместителя председателя бюджетного комитета Совета Федерации Вячеслава Новикова, это можно назвать межбюджетными отношениями, формируемыми крупными компаниями.

Предложение реформировать систему взимания подоходного налога, зачисляя его не по месту регистрации налогового агента, а по месту жительства налогоплательщика, циркулирует по коридорам Совета Федерации уже второй год. Аргументы здесь просты: экспорт расходов и импорт расходов характерен практически для всех крупных центров, куда приезжают работать жители близлежащих городов и сел. И уже второй год Минфин отказывается всерьез обсуждать предложения сенаторов. По словам главы департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Михаила Моторина, сегодня нет возможности изменить принцип уплаты подоходного налога и по причине неопределенности самого понятия «место жительства», и ввиду резкого увеличения количества документооборота в налоговых инспекциях. Хотя сама идея, как признался чиновник, заслуживает внимания. Гораздо более радикальная идея сенаторов -- сделать доступной для органов власти информацию о налогоплательщиках для более адекватного прогнозирования бюджетных доходов -- одобрения Министерства финансов не получила.

Еще более сложно обстоит дело с распределением налоговых доходов на субфедеральном уровне, то есть между регионами и местным самоуправлением. Новая система местного самоуправления, вступившая в силу с 1 января 2006 года, по словам представителей регионов, построена очень «затратно» в плане межбюджетных взаимоотношений. В этих отношениях далеко не все зависит от способности местной власти обеспечить себя доходными поступлениями. Земельный налог и налог на имущество физических лиц, полностью поступающие в бюджеты поселений, в реальности приносят очень немного доходов. По словам заместителя министра финансов Московской области Татьяны Гриценко, земельный налог зачастую невозможно взыскать из-за отсутствия кадастровой стоимости участков. В свою очередь, налог на имущество физических лиц с владельцев дач практически не собирается по причине обилия объектов незавершенного строительства, а с собственников квартир рассчитывается пока по стоимости БТИ.

Путаницу вносит и переданное субъектам федерации право распределять на свое усмотрение полномочия между вновь образованными поселенческим и районным уровнями самоуправления. Это означает, что поселения и муниципалитеты в тех регионах, где уже действует новая система, получили разный, полностью индивидуальный набор полномочий.

Наконец, ранее действовавший закон «О финансовых основах местного самоуправления» не разделял районы и поселения. И теперь непонятно, какова будет судьба той части налога на прибыль, которая зачисляется в местные бюджеты. Если в регионе есть только районы -- значит, в районные бюджеты, если есть только поселения -- значит, в бюджеты поселений. На вопрос, как быть с регионами, где уже существуют оба эти уровня местного самоуправления, ответа пока не знает никто.

Ирина СКЛЯРОВА