Время новостей
     N°175, 25 сентября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.09.2001
Депутаты оценили «безумcтво»
У воздушного транспорта нет своих резервов
На парламентских слушаниях по авиации, состоявшихся вчера в Государственной думе, руководители отрасли повторили свой традиционный тезис, что отечественной авиапромышленности не на кого надеяться, кроме госбюджета. Думцы рекомендовали правительству и самим себе подумать при рассмотрении бюджета-2002 об увеличении финансирования федеральной целевой программы развития авиатехники на 2002--2010 годы (правда, лишь при условии выявления дополнительных доходов).

Открывая слушания, председатель думского комитета по энергетике, транспорту и связи Владимир Катренко провел параллель между деятелями российской авиации и террористами, разрушившими Всемирный торговый центр в Нью-Йорке. «Чиновников, которые не думают об обновлении парка, предпринимателей, которые выжимают из самолетов ресурс без остатка, я бы сравнил с безумными камикадзе», -- сказал он.

Выступивший затем главный в России авиационный чиновник -- генеральный директор «Росавиакосмоса» Юрий Коптев -- разъяснил, что в данном случае спасение утопающих никак не может быть делом их собственных рук. Коптев доказывал: «Рассчитывать на то, что авиаперевозчики будут покупать самолеты за счет собственных ресурсов, -- абсолютно нереально». А в России бюджет выделяет на авиацию 2 млрд руб. в год (стоимость двух магистральных самолетов).

В ближайший год российскому воздушному флоту потребуется гораздо больше денег. С апреля 2002 года в Европе вводятся более жесткие авиационно-экологические нормы. Из имеющихся в России 2059 магистральных самолетов этим нормам не соответствуют (а значит, не смогут больше работать на зарубежных маршрутах) 1611 машин.

Более оптимистично выступил генеральный директор «Аэрофлота» Валерий Окулов. Он начал с того, что после американских терактов спрос на пассажирские перевозки уже упал в мире на 10% и что ведущие авиакомпании сокращают флот и персонал. Зато российских компаний, по мнению Окулова, эта тенденция не коснется. Гендиректор «Аэрофлота» нарисовал картину создания системы узловых аэропортов в России и развития региональных перевозок с опорой на них. Для воплощения этой картины в повседневную реальность не хватает нескольких элементов, в частности современного регионального самолета, который у нас в стране многие проектируют, но никто пока не довел до коммерческих кондиций.

Решения, принятые по этому поводу депутатами, явно не соответствуют масштабам проблемы. Участники слушаний рекомендовали Думе (да и то при наличии дополнительных доходов) добавить в федеральную программу развития авиатехники 2,8 млрд руб. на конструкторские работы и 197 млн руб. -- «на инвестиции».

Михаил КУКУШКИН