Время новостей
     N°31, 22 февраля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.02.2006
Еще не провал
Российско-иранские переговоры пока не приносят успеха
Завершившиеся вчера в Москве двухдневные российско-иранские переговоры по ядерной проблематике сенсацией, увы, не увенчались. Иранцы так и не дали вразумительного ответа на вопрос, согласны ли они принять российское предложение об обогащении урана на территории России. Глава иранской делегации заместитель генсека Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Хоссейни-Таш (на снимке) лишь ограничился дипломатическими фразами о том, что диалог был «конструктивным и позитивным». По его словам, «между Россией и Ираном существует взаимное доверие, и оно создает почву для достижения согласия».

Проблема, однако, в том, что переговоры между Москвой и Тегераном длятся уже с ноября прошлого года. Все это время иранцы не отказываются наотрез от российского предложения, но и не принимают его. И, казалось, на этот раз в Москве прозвучит хотя бы какой-то намек на согласие. Иранская сторона к тому же добавила ситуации драматизма, едва не отказавшись от консультаций, а потом перенеся их с 16 на 20 февраля. Тегеран явно тянет с ответом, хотя времени на раздумья осталось мало. Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммад аль-Барадеи 6 марта выступит с решающим докладом по ядерной проблеме Ирана. После этого международное сообщество будет решать, выносить ли на Совет Безопасности ООН вопрос о введении санкций против Тегерана.

Иранцы, однако, еще более обострили ситуацию вчерашним отказом продолжить переговоры с тройкой европейских стран, занимающихся иранским «ядерным досье» (Франция, Великобритания и Германия). Глава МИД Ирана Манучер Моттаки безапелляционно заявил также вчера, что его страна продолжит исследования в ядерной области. А ведь российские дипломаты вчера в Москве убеждали иранцев вернуться к мораторию на исследования в области обогащения урана, столь настораживающие международное сообщество.

Не спешить, тем не менее, с выводами и дождаться следующего раунда переговоров призвал вчера министр иностранных дел России Сергей Лавров: «О результатах переговоров мы, конечно, проинформируем международное сообщество». Пока же, по его словам, «следует поостеречься употреблять термины типа провал, неуспех или неудачи». Глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев тоже заявил, что еще рано «оценивать московские переговоры». Но он с сожалением признал, что «пока в достаточном объеме Иран добрую волю не проявил».

В Москве все-таки не теряют надежды, что иранцы осознают всю опасность происходящего. Шанс на продвижение вперед может появиться уже завтра на переговорах в Тегеране, куда прибудет делегация «Росатома» во главе с Сергеем Кириенко. Пока же Россию за ее старания похвалили американцы. Заместитель госсекретаря США Николас Бернс, находившийся вчера в Москве, заявил, что страны «большой восьмерки», в которой сейчас председательствует Россия, «высоко оценивают конструктивный подход российских властей» к иранской проблеме.

В Иране же пока делают акцент на общее в позициях Москвы и Тегерана. Иранцы не устают напоминать, что обе страны едины в том, что иранское "ядерное досье" должно рассматриваться в рамках МАГАТЭ. Его передачу в Совбез ООН (на чем настаивают США) г-н Хоссейни-Таш назвал вчера «неконструктивной акцией».

Как сообщил «Времени новостей» источник в иранских дипломатических кругах, сложность переговоров с Россией обусловлена "не отсутствием у сторон доброй воли, а запутанностью самой проблемы". Главная проблема, по словам нашего источника, заключается не в создании СП по обогащению урана на российской территории, а в предоставлении Ирану права самостоятельно вести ядерные исследования. Иранцы отдают отчет, что все равно будут вынуждены покупать обогащенный уран со стороны, у той же России, к примеру, поскольку своих мощностей для переработки у них нет. Но Иран хочет создать «базис независимости в ядерной области», чтобы не зависеть от внешних источников, которые в случае каких-либо осложнений могут иссякнуть, пояснил иранский дипломат.

Ситуация накаляется день ото дня. Но Россия еще попытается «сделать все от нее зависящее, чтобы предложить Ирану возможность выйти из сложившейся ситуации мирным путем», пообещал накануне визита в Тегеран глава Росатома Сергей Кириенко.

Петр ИСКЕНДЕРОВ, Иван ГОРБУНОВ