Время новостей
     N°175, 25 сентября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.09.2001
Вот и посоревнуемся
Министерство культуры РФ подводило итоги Московского кинофестиваля
На первый взгляд, на проходившем вчера заседании коллегии Минкульта царило одобрительное единодушие: фестиваль удался. Действительно, в докладе гендиректора «Интерфеста» Рената Давлетьярова упоминалось несколько очевидных достижений XXIII ММКФ: нестыдной получилась конкурсная программа, очень сильной -- внеконкурсная, приехали звезды, график показов почти не нарушался, замен не было, налажены отношения с прессой, разрешен конфликт с Международной ассоциацией кинопродюсеров (FIAPF)... Это все замечательно, кто ж будет спорить, но сердце подсказывает, что единодушие долго не продлится. Если раньше, когда фестиваль ругали все кому не лень, требования к нему были щадящими -- хоть что-то получилось, да и ладно, -- то теперь, когда ММКФ ценой больших усилий справился с большинством организационных проблем, и начнется принципиальный спор о концепции, итог которого станет ясен лишь следующим летом.

Собственно, спор уже начался. При всем единодушии в позитивной оценке состоявшегося в июне фестиваля, на коллегии стало ясно, что планы на 2002 год у всех разные. Для Давлетьярова XXIV ММКФ -- это меньше фильмов и программ и еще больше четкости и управляемости. Чем компактнее будет следующий фестиваль, тем легче им руководить и грамотно распорядиться ограниченными средствами из госбюджета.

Программного директора ММКФ Кирилла Разлогова волнуют другие проблемы: ему важно отстоять принципиально некоммерческую, незрительскую часть фестиваля -- программы для подготовленной аудитории синефилов, место которым -- в небольших залах Музея кино. Зачем они нужны? Очень просто: зарубежным гостям и западной прессе не объяснишь, что главным событием фестиваля стал приезд «Никиты» Петы Уилсон -- засмеют. Международный престиж кинофорума обеспечивают такие программы, как ретроспектива американского киноавангарда или северокорейского кино. И пусть в зале сидит человек двадцать, их экспертная оценка может оказаться для репутации ММКФ важнее, чем лишняя пара сотен проданных билетов.

Президента фестиваля Никиту Михалкова беспокоит профессиональный уровень молодого поколения режиссеров, поэтому для него фестиваль -- прежде всего обширная молодежная программа с непременными мастер-классами и живым общением новичков и классиков мирового кино. В силу международного авторитета Михалков способен обеспечить фестиваль звездами -- на его приглашения редко не откликаются. Да и возможность получить новоучрежденную премию Станиславского (в этом году ее вручили Джеку Николсону), по Михалкову, поможет нам завлечь в Москву самых известных актеров.

Согласился ли со всеми этими концепциями председательствовавший на коллегии министр культуры Михаил Швыдкой? И да, и нет. У Швыдкого свое представление о фестивале как о динамичном независимом организме, который не впадает в спячку, пробуждаясь лишь перед самым началом, а активно действует весь год. Похвалив организаторов, Швыдкой решительно призвал их действовать уже сейчас: искать внебюджетные средства, разворачивать рекламную кампанию в СМИ, создавать вокруг фестиваля увлекательную интригу и -- обязательно! -- искать в конкурс российскую картину, и желательно не одну. В этом, впрочем, Минкульт вызвался помочь. После конфуза в этом году, когда за все российское кино в конкурсе отдувался Бодров-старший с немецкой картиной из американской жизни, чиновники исполнены решимости заранее представить отборочной комиссии несколько работ и договориться с их продюсерами. Скорее всего в конкурсе XXIV ММКФ будет две отечественных картины: независимый малобюджетный фильм и очередной колосс, продолжающий традиции масштабного советского кино.

Арина ИНОЗЕМЦЕВА