|
|
N°175, 25 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Черная дыра
Из российского бюджета могут вытечь нефтяные сверхдоходы
Мировые цены на нефть стремительно пошли вниз. Вчера котировки барреля сорта Brent по итогам торгов на Лондонской нефтяной бирже упали почти на 4 долл. и, как сообщает нефтяное агентство Petroleum Argus, достигли минимальной за последние полтора года отметки -- 20,88 долл. Аналогичная ситуация складывалась и на Нью-Йоркской бирже.
Причиной этого эксперты называют резкое снижение спроса на нефть, вызванное тем, что общий спад мировой и особенно американской экономики был усугублен террористическими актами против США. Как указывают экономисты, теракты стали спусковым крючком для предсказывавшейся еще весной рецессии.
Потребление нефти сокращается прежде всего из-за кризиса в авиации многих стран. Ведущие авиакомпании стали покупать меньше самолетов, начали значительно сокращать персонал и количество рейсов. В результате, говорит аналитик нефтяного агентства Petroleum Argus Михаил Перфилов, спрос на авиационное топливо так сильно упал, что даже в случае войны вернуть его хотя бы на прежний уровень будет невозможно.
Правда, некоторые российские аналитики называют другую причину падения рынка нефти. Иван Мазалов из «Тройки Диалог» связывает снижение цены с реакцией нефтетрейдеров на давление, которое США применяют против стран -- членов ОПЕК. Североамериканские власти требуют увеличить уровень добычи и тем самым обеспечить предстоящий рост потребления топлива из-за развертывания военной операции. Добившись увеличения объемов, говорит Мазалов, США получат дисбаланс спроса и предложения, и цены могут пойти вниз еще быстрее. Игроки рынка пытаются сейчас помешать такому сценарию, искусственно занижая цену. Впрочем, аналитики считают, что ОПЕК на своей завтрашней сессии в Вене воспротивится американскому нажиму и не изменит квоты.
Большинство экспертов полагают, что даже если бы давление США на ОПЕК гарантировало увеличение квоты добычи нефти, рынок не смог бы просесть так сильно. Такие резкие ценовые колебания, по-видимому, все же связаны с ситуацией вокруг американской «войны против террора», последствия которой непредсказуемы.
После прошлой недели, принесшей тяжелые потери мировому и в особенности американскому фондовому рынку, индексы Dow Johnes и NASDAQ в понедельник стали бурно расти. К середине торговой сессии в США Dow вырос на 4%, а NASDAQ на 5%. Причем наиболее пострадавшая отрасль -- авиационная -- показала и наибольшие темпы роста котировок. Однако очевидно, что говорить об устойчивых тенденциях при таких резких сменах настроений на рынке еще нельзя.
Российские нефтяники уверяют, что в этом году снижение цены на нефть не доставит нам особых проблем. Компании рассчитывали свои проекты на нынешний год (как, впрочем, и на последующие) при цене нефти 16--19 долл. за баррель. Бюджет страны основывается на цене 19 долл. Федеральный бюджет может оказаться невыполненным лишь при цене ниже 15 долл. за баррель. Между тем, падение цен на российскую нефть на один доллар за баррель означает потери бюджета порядка 80 млн долларов в месяц.
Однако в следующем году в наполнении бюджета страны могут возникнуть трудности. Как известно, в его проект закладывается цена 23 долл. за баррель, но уже сейчас многие специалисты считают эту цифру нереальной. Критика звучит и от государств, с которыми Россия связана долговыми обязательствами.
Накануне сегодняшнего визита Владимира Путина в ФРГ посол Германии в Москве Эрнст-Йорг фон Штуднитц высказал в интервью Интерфаксу «определенную озабоченность тем, что в проекте бюджета на 2002 год погашение Россией задолженности в срок ставится в зависимость от сохранения мировых цен на нефть на уровне не ниже 23 долл. за баррель».
Российская сторона, однако, убеждает публику в том, что все не столь драматично. Председатель бюджетного комитета Думы Александр Жуков заявил вчера, что бюджет будущего года не так уж сильно зависит от цен на нефть. В значительно большей степени, сказал г-н Жуков, доходы казны зависят от уровня собираемости налогов. Впрочем, основным источником поступления этих налогов в России остаются нефтяные компании, чьи доходы всецело зависят от мировой конъюнктуры.
Николай ГОРЕЛОВ