|
|
N°31, 22 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"По новым правилам невозможно показать страсть"
Сборная России на Олимпийских играх в Турине преодолела психологическую планку в семь золотых медалей. Именно столько наград высшей пробы в своих олимпийских планах указывали спортивные чиновники. Седьмое «золото» России завоевали Татьяна НАВКА и Роман КОСТОМАРОВ в соревнованиях танцевальных дуэтов в фигурном катании. А после церемонии награждения фигуристы признались в интервью корреспонденту «Времени новостей» Дарье СРЕБНИЦКОЙ, что еще никогда им победы не давались так тяжело.
-- Таня, Роман, помните свое состояние, когда после обязательного танца стали вторыми?
Татьяна Навка: -- Ничего страшного в этом не было абсолютно. Во всяком случае мы были уверены, что откатались хорошо и, судя по отзывам, должны были выиграть. Но так сложилось, что нас опередили итальянцы Барбара Фузар-Поли и Маурицио Маргальо. Ну они же выступали у себя дома и, говорят, тоже катались сильно, хотя мы их выступление не видели.
Конечно, мы расстроились, но морально уничтожены не были, потому что опытные, закаленные бойцы. Уже был случай, когда в январе на чемпионате Европы в Лионе после обязательной программы мы были вообще третьими (Навка и Костомаров выиграли этот турнир. -- Ред.), поэтому в Турине отнеслись к этому спокойно. Знали, что на Олимпиаде легкой победы не будет.
-- И все-таки одолевали мысли, что раз два «золота» -- в парном и мужском одиночном катании -- у России уже есть, а впереди выступление Ирины Слуцкой, то вас пытаются «придержать»?
Т.Н.: -- Очень сложно нам было! Вы же сами видели, что по баллам судьи не давали оторваться никому из главной шестерки. Не было, как у Евгения Плющенко, десять баллов запаса перед произвольной программой, поэтому, естественно, волновались, особенно перед произвольной программой. Целый день просто не находили себе места. Понимали: малейшая ошибка -- и прощай олимпийское «золото»! С таким минимальным -- в полтора балла -- отрывом (от американцев Танит Белбин и Бенджамин Агосто. -- Ред.) после оригинального танца сложно выигрывать. Поэтому слава богу, что справились с нервами.
-- В оригинальном танце пять пар допустили падения. Это как-то на вас повлияло?
Роман Костомаров: -- К счастью, мы не видели, что происходит на площадке, но слышали по реакции зала, что лед ну очень скользкий (смеются).
-- Соперники, по-вашему, падали, потому что волновались?
Т.Н.: -- Нет, еще и в связи с изменениями в правилах, которые безумно усложнились. Предписанных элементов стало намного больше, и если не исполнишь какой-то из них, то по очкам сразу улетишь вниз. А все стараются исполнить две, как положено, поддержки четвертого уровня сложности и хотя бы одну дорожку шагов ультра-си по диагонали.
-- Сейчас, после этих падений, Международный союз конькобежцев задумается над тем, чтобы упростить правила?
Т.Н.: -- Вряд ли, ведь в произвольном танце падений не было. Это оригинальный танец более нервозный, может быть, как короткая программа у одиночников или спортивных пар. И допустить ошибку здесь хуже, чем в произвольной композиции, где можно повторить, к примеру, твиззл или поддержку. А тут сорвал элемент -- и нет времени на повтор.
-- Как настраивали себя на произвольную композицию?
Т.Н.: -- Мы договорились между собой, что будем рассматривать этот старт как последнюю тренировку в Новогорске. Или, скажем, контрольный прокат. Сказали друг другу: «Все! Только об этом и думаем. Быстренько забыли о том, что находимся на Олимпиаде».
-- Можно сказать, что итальянцы помогли вам своим падением в оригинальном танце?
Р.К.: -- Даже не хотим сейчас об этом вспоминать и оборачиваться назад. Итальянцы не совладали с нервами, как и на прошлой Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, когда тоже упали.
-- Вообще разве в танцах бывает, что пара, не выступавшая четыре года, возвращается и выходит на первое место?
Т.Н.: -- Почему нет, если это подтверждается хорошим катанием во всех видах троеборья? Естественно, такого не должно быть: пара приехала сразу на Олимпиаду, не выступая ни на одних соревнованиях в сезоне (как в случае с Барбарой и Маурицио), и выиграла или в призерах оказалась. Это, может быть, было и неправильно, так что итальянцы, считаем, получили по заслугам.
Р.К.: -- На нашей памяти только великие англичане Джейн Торвилл и Кристофер Дин, вернувшиеся после десятилетнего перерыва и выступившие на Играх-1994 в Лиллехаммере, демонстрировали высокий класс катания. Они тогда стали третьими, но зрелище было немножко жалкое: Джейн и Кристофер катались слишком осторожно, как в замедленной съемке.
-- Правда, что в этом сезоне вам помогала Тарасова?
Т.Н.: -- Татьяна Анатольевна несколько раз прилетала к нам в Нью-Джерси. Внимательно смотрела наши программы, вносила небольшие коррективы. Но в целом ей понравилось.
-- Вы представили очень техничный танец, но, согласитесь, не было страсти, свойственной Кармен.
Т.Н.: -- А по новым правилам невозможно показать страсть -- такая концентрация идет на элементы. Можно было, конечно, «удариться» в эмоции, если бы мы претендовали на десятое место и не было бы для нас такой напряженной обстановки. Но когда борешься за золотые медали, тем более, после массовых падений в оригинальном танце, и знаешь, что сбоев допускать никак нельзя, то немножко зажимаешься. И на Олимпийских играх должен быть спокойный уверенный прокат -- никаких эмоций, чтобы не допускать падения.
-- Почему, кстати, выбрали «Кармен» -- слишком избитое произведение в фигурном катании?
Т.Н.: -- Мы вчетвером -- с тренером Александром Жулиным и его помощником Евгением Платовым -- летом прослушали, наверное, тысячи мелодий. И ни одна из них так не впечатлила, как эта. Была, на наш взгляд, самая сильная. И мы решили, что сделаем постановку, не углубляясь в сюжет. Просто яркий страстный танец без убийства, бешеной любви. А отличаться будем оригинальными техническими находками.
-- Роман, вот Таня заявила, что хочет второго ребенка (Александре, дочери Навки и Жулина, в мае исполнится шесть лет -- Ред.). А вы, поговаривают, продолжите кататься в паре с Оксаной Домниной?
Р.К.: -- До меня тоже дошла такая информация. Я удивлен! Сейчас даже думать не хочу о фигурном катании -- так им наелся. И выступать в любителях больше не собираюсь -- хватит мне таких стрессов.
Мы с Таней планируем выступать в шоу. Она не для того так долго шла к этой медали, чтобы «завтра» уходить в декрет. Попросту у нас начинается другая жизнь, может быть, более приятная, ведь в шоу не надо так напрягаться. Мы скорее всего даже не поедем на мартовский чемпионат мира в Калгари, но 7 марта примем участие в шоу «Россия ждет» Ирины Лобачевой и Ильи Авербуха в Москве.
-- В дальнейшем намерены сотрудничать с американскими или российскими шоу?
Р.К.: -- В принципе нам очень нравится выступать в России. Дело даже не в деньгах, в США платят немножко лучше, зато такого приема, как дома, нигде больше нет. Тем более что в Америке танцы на льду не так востребованы, как парное или одиночное катание. Так что гонорарами мы особо не избалованы.
-- Роман, у вас сережка с бриллиантом в левом ухе. Это талисман?
Р.К.: -- Во-первых, это не бриллиант, а обычный камешек. И во-вторых, ношу серьгу с пятнадцати лет и просто так привык к ней, что никогда не снимаю.
|