|
|
N°30, 21 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Труба «Роснефти» и «Альянсу»
Хабаровский губернатор лоббирует увеличение объема нефтепереработки в своем регионе
Больше половины нефти, которую планируется транспортировать по трубопроводу из Восточной Сибири на побережье Тихого океана, не пойдет на экспорт, а будет перерабатываться внутри страны. Как заявил вчера губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев, слова которого цитирует ИТАР-ТАСС, если по трубопроводу в год будет перекачиваться «по 50 млн тонн и 15--20 млн тонн пойдут на экспорт, то 30 млн тонн должны перерабатываться на месте нашими предприятиями». Ранее чиновники уже озвучивали планы по строительству НПЗ в конечной точке трубопровода. Кроме того, восточносибирским сырьем государственная «Роснефть» намерена загрузить принадлежащий ей Комсомольский завод. Подобные планы есть и у Хабаровского НПЗ, подконтрольного группе «Альянс». Правда, до осуществления этих планов еще далеко. «Транснефть» не приступила даже к строительству первого этапа трубопровода (от Тайшета в Иркутской области до Сковородино в Амурской), сооружение которого планируется завершить в 2008 году. Когда будет построена труба от Сковородино до океана, которая должна пройти через Хабаровский край, где заводы смогут подключиться к системе, вообще неизвестно.
По словам г-на Ишаева, предложение о строительстве отводов до НПЗ «положительно воспринято руководством компаний «Роснефть» и «Транснефть», и сейчас готовится заключение по этому вопросу». В «Транснефти» «Времени новостей» заявили, что оба предприятия получат возможность подключиться к системе. «Мы подтвердили намерение предоставить им точки врезки в трубу и обеспечить технические условия для входа в нефтепровод», -- говорит вице-президент нефтетранспортной компании Сергей Григорьев. При этом он подчеркивает, что отводы заводам придется строить на собственные средства.
Сейчас на Хабаровский НПЗ мощностью 4,7 млн тонн нефти в год сырье доставляется по железной дороге, что, как отметил г-н Ишаев, приводит к удорожанию продукции и снижает ее конкурентоспособность (так как железнодорожный тариф выше, чем трубопроводный). По мнению губернатора, стремление наращивать переработку и поставки на экспорт готовых нефтепродуктов, а не сырой нефти отвечает интересам страны, развития экономики восточных территорий России. В группе «Альянс» вчера подтвердили «Времени новостей» свою заинтересованность в подключении к магистральной трубе.
На Комсомольский НПЗ (перерабатывает более 6 млн тонн нефти в год) сырье также поступает по железной дороге. Хотя частично предприятие загружается нефтью, добываемой в рамках проекта «Сахалин-1». Но с середины этого года -- после завершения строительства терминала в порту Де-Кастри -- все сырье с «Сахалина-1» будет отправляться на экспорт. В то же время «Роснефть» является одним из крупнейших недропользователей Восточной Сибири и будет поставщиком значительной части нефти для загрузки трубопровода до Тихого океана. По мнению г-на Ишаева, протяженность отвода до Комсомольска-на-Амуре составит 350--400 км. В «Роснефти» вчера не смогли прокомментировать планы подключения завода к магистральной трубе.
Трубопровод из Восточной Сибири планируется построить в два этапа. Начальной точкой станет город Тайшет, от которого трубу проложат до Сковородино. Оттуда сырье будет транспортироваться по железной дроге на побережье Тихого океана, где к окончанию строительства трубы предполагается возведение экспортного терминала. На втором этапе проекта Сковородино и терминал соединит трубопровод мощностью 50 млн тонн нефти в год. Однако когда начнется его прокладка, неизвестно.
Чиновники уже неоднократно намекали, что экспортироваться будут не все 50 млн тонн нефти, которые ежегодно будут попадать на побережье Тихого океана из Восточной Сибири, и заявляли, что России давно пора начать вывозить из страны не сырье, а нефтепродукты. Еще в конце прошлого года глава «Росэнерго» Сергей Оганесян сообщил, что правительство рассматривает возможность строительства рядом с терминалом НПЗ мощностью 20 млн тонн нефти в год. Впрочем, никаких конкретных решений по этому вопросу пока принято не было, и детали проекта не утверждены.
А глава «Траснефти» Семен Вайншток считает, что «Роснефть» должна увеличить мощность своего Туапсинского НПЗ с нынешних 4 млн тонн в год до 10 млн. «Это как раз тот объем, который идет из порта Туапсе на экспорт», -- отмечал он недавно. Действительно «Роснефть» объявила, что собирается инвестировать в модернизацию предприятия 1,2 млрд долл. «Убежден, экспорт нефти-сырца -- удел слаборазвитых стран, к коим, к счастью, Россия не относится. На морском побережье конечными точками наших нефтепроводов должны стать НПЗ», -- уверен г-н Вайншток.
Впрочем, не все согласны с его точкой зрения. Так, в недавнем интервью Reuters вице-президент по переработке и сбыту ТНК-ВР Энтони Консидайн отметил: «Россия может хотеть иметь НПЗ, однако что будет, если потребители захотят покупать не нефтепродукты, а сырую нефть для собственных НПЗ?»
Денис РЕБРОВ