|
|
N°174, 24 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шестая часть Земли
Мусульмане требуют от человечества справедливости
Правоверные всегда недолюбливали американцев и создаваемый ими новый мировой порядок. А к ударам по мусульманскому Афганистану или по другим целям в исламском мире большинство заранее отнеслось неодобрительно. Кто-то не верит, что страшные теракты организовали братья по вере. А кто-то считает, что американцы просто нашли повод, чтобы поставить мусульман на колени.
В концентрированном виде протест проявился в заявлении загадочной группировки «Аль-Каида -- исламская армия Аравийского полуострова», которое получила на днях популярная арабская телекомпания «Аль-Джазира». Авторы обещали «обрушить железный кулак» на союзников США в регионе, особенно тех, кто поможет акциям возмездия против «Аль-Каиды» («Базы» по-арабски) -- организации Усамы Бен Ладена, обвиненной в терактах в Америке. Умеренные восточные режимы, традиционно поддерживающие нормальные отношения с США, оказались в трудном положении. Их собственное население ясно демонстрирует, что не желает быть по одну сторону баррикад с янки. «Образ жизни американцев, их высокомерие, жизнь под их диктовку -- все это нам претит», -- объясняет Ясир Ас-Сирри, эмигрировавший в Англию из Египта, где он приговорен к смерти за антиправительственную деятельность.
«Исламский мир подвергается мощнейшему давлению, он давно стал объектом посягательств. На его территории идет непрерывное чужестранное проникновение, это вызывает отторжение и даже экстремизм», -- убеждал автора этих строк председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль. Мусульмане, которые помнят о своем господстве над половиной мира еще пять веков назад, вновь ощущают себя силой, хотя и обделенной властью. Сегодня на Земле -- около миллиарда мусульман, это шестая часть населения. К 2030 году их численность может удвоиться. Более половины мировых запасов углеводородов находится на территориях мусульман. Но среди пятерки постоянных членов Совета Безопасности ООН нет ни одного мусульманского государства. Мировые лидеры делали все возможное, чтобы никто из мусульман не ворвался в элитный ядерный клуб, пока через черный ход туда не прокрался Пакистан. «В XIX веке мировые элиты заключили негласное соглашение о выработке норм, легших в основу западных демократий. Ислам в этом соглашении отсутствовал напрочь», -- напоминает профессор философии, советник председателя Совета муфтиев России Али-Вячеслав Полосин. По его мнению, «сегодня ситуация круто изменилась, либерализм изжил себя, а ислам, наоборот, заявил о правах; в мире идет естественный передел».
«Да, но элиты, которые раздражают не только мусульман, никогда не делятся добровольно. Исламский фактор на наших глазах становится единственным фактором сопротивления, которое будет защищать интересы обделенных социальных масс и в Латинской Америке, и в России», -- добавляет Гейдар Джемаль. Это похоже на идеи теоретика и практика организации «Братьев-мусульман» Сейида Кутба, повешенного в Египте в 1966 году. Он еще тогда возвещал «битву между исламом и капитализмом» ради «справедливости в правлении, в деньгах, в возможностях и распределении». При этом считается, что ни одно государственное устройство, помимо того что основывается на заповедях пророка Мухаммада, не в состоянии эту справедливость обеспечить. Так что ж, жаждущим справедливости, в том числе и антиглобалистам, «естественным союзникам мусульман», придется принять ислам?
«Вот увидите, ислам победит во всем мире», -- уверяет духовный лидер палестинского движения ХАМАС шейх Ахмад Ясин. А лидер иорданских братьев-мусульман Лейс Шбилят не сомневается: «Мы вполне могли бы найти общий язык с Россией. Я даже считаю, что в такой Российской Федерации, что выступит против США, вполне могут найти свое место чеченцы». «Западные демократии отныне историческая ветошь. Их место займут жесткие структуры транснациональных корпораций. Скоро не будет никакой разницы между бесправным обитателем Европы или Сомали. Мусульманские халифаты станут спасением», -- поясняет Гейдар Джемаль.
Еврейский историк Шмуэль Мушник от такой перспективы в ужасе: «Создатели халифатов средневековья сперва истребляли только язычников. Христианам и иудеям позволялось, хотя и с ограничениями, существовать рядом, особенно когда мусульмане еще были правящим меньшинством и нуждались в помощи. Когда же все больше народа, добровольно и нет, исламизировалось, то некоторые горящие фанатизмом правители обрушились на иноверцев. Желтая одежда для евреев -- изобретение не Гитлера, а мусульман. В халифатах у иноверцев были ограничения на одежду. С IX века им нельзя было носить белые благородные платья. Евреи должны были одеваться в желтые одежды, а христиане -- в синие, с такой же повязкой на голове. И те и другие платили особые налоги».
«Повязки носили потому, что в таком мире, где религия играла важную роль, надо было заранее знать, кто какой веры. Иудеев и христиан никто не притеснял. Они платили налоги, потому что не служили в армии, зато не платили массу других налогов, предписываемых мусульманам», -- доказывает Гейдар Джемаль. «В мусульманской религии нет принуждения. Нет в исламе и экспансионистских, захватнических устремлений», -- успокаивает Али-Вячеслав Полосин, между прочим бывший православный священник, два года назад обратившийся в ислам. Он признает, однако, что среди мусульман есть группы «фанатиков, приверженцев большевистских методов по насаждению ислама среди иноверцев, что категорически противоречит исламу».
Мир -- такой, каким он сложился после второй мировой войны, -- столкнулся с серьезной проблемой: игнорировать мусульман невозможно, не приглашать их к кормилу власти опасно, делиться влиянием и богатством страшно. В халифаты не особо стремятся даже те, кто подобно мусульманам не доверяет США как мировому лидеру. «Нужно новое глобальное соглашение между мировыми элитами, включая и мусульманскую общину. При этом одной из сторон, которым предстоит договориться о новых правилах игры, должны стать не экстремисты, а лидеры традиционного и просвещенного ислама. Тем более, руководители большинства мусульманских стран все это время активно боролись с «отморозками» в то самое время, когда тех подбирало ЦРУ или английская разведка, чтобы использовать», -- считает Али-Вячеслав Полосин.
Как боролись «просвещенные» режимы, известно. В 1982 году сирийский президент Хафез Асад безжалостно подавил восстание братьев-мусульман в городах Хама и Хомс. Артиллерийский обстрел после частичной эвакуации населения, убийства сопротивляющихся, несколько тысяч искалеченных в тюрьмах (а там можно было оказаться по ничтожному доносу) -- так правительство искореняло мечты о «правильном» исламе и его торжестве в мире. Запад тогда осудил сирийского лидера за нарушения прав человека. Критиковали и Алжир. В 1992 году там сотни исламистов оказались на нарах только потому, что шли к оглушительной победе на демократических выборах. Те, кто скрылся от не пожелавшей делиться властью правительственной армии, ушел в глубокое подполье и сколотил банды, наводящие ужас на всю страну. В Турции и Пакистане военные железной рукой пресекают любые попытки проявления мусульманского инакомыслия.
Что же, пришла пора благодарить этих лидеров? Сделав это, человечество похоронит идеалы западной демократии. К тому же надолго ли самим «просвещенным» режимам хватит сил для того, чтобы поддерживать порядок? Ведь борьба радикалов против Америки -- это и борьба против собственных властителей, держащихся у власти во многом благодаря американским военным базам и экономической помощи. И как бы после начала объявленной Штатами «войны против мирового терроризма» эмирам и шейхам Персидского залива, президентам стран Ближнего и Среднего Востока не пришлось, чтобы удержаться у власти, снова делать выбор: на чьей они стороне. На стороне главного союзника за океаном или собственного возмущенного народа.
Елена СУПОНИНА