|
|
N°30, 21 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кредиты переезжают в регионы
Стремительный рост рынка автокредитования сохранится в 2006 году за счет развития розничной банковской сети в провинции, считает заместитель председателя правления банка «Союз» Екатерина ДЕМЫГИНА.
-- Оправдал ли 2005 год ожидания банков, сделавших ставку на автокредиты?
-- Безусловно, в течение всего года мы наблюдали значительный рост объемов автокредитования. Мы рассчитываем, что и в ближайшие годы этот рынок не снизит темпов и будет продолжать свое дальнейшее активное развитие. Для Москвы, где мы занимаем около 10% рынка -- по объемам продаж и по размеру клиентской базы, покупка автомобиля в кредит уже считается нормой жизни. Теперь мы возлагаем свои надежды и на регионы, на развитие программ автокредитования в провинции.
-- То есть менять «специализацию» вам смысла нет?
-- Зачем? У большинства россиян, имеющих средний достаток, появилась возможность приобрести автомобили в кредит. По прогнозам, в кредит скоро будет продаваться не 20--30% новых машин, как сейчас, а 60--80%.
В розничном портфеле банка «Союз» автокредиты занимают более 60%, это основной наш продукт. Портфель автокредитов на конец 2005-го составит более 115 млн долл. без учета проведенной в июле прошлого года секьюритизации портфеля автокредитов на сумму 50 млн долл. Объем выданных автокредитов составил 140 млн долл. Поскольку тенденция к увеличению рынка, как мы уже говорили, сохраняется и предел еще явно не достигнут, мы планируем увеличение объемов выдачи в 2006 году до 240 млн долларов.
-- Но и конкурентная борьба между банками, предлагающими программы автокредитования, становится все острее...
-- Так это только выгоднее для россиян. Банки уже снижают процентные ставки, смягчают требования, предъявляемые к заемщикам, сокращают сроки рассмотрения заявок и выдачи кредитов. Думаю, что в этом году будет стремительно расширяться и сеть точек предоставления и погашения кредита.
Посмотрите, только у нашего банка более тридцати различных спецпрограмм для автомобилистов, задумавшихся о приобретении новой машине, -- это и кредитование без первоначального взноса, и программы с отсрочкой погашения основного долга, и беспроцентная рассрочка. Мы совместно со своими партнерами ввели программу экспресс-кредитования. Теперь оформить кредит на покупку авто можно непосредственно в автосалонах, оформление всех документов занимает около часа. Риск по нему выше, но сейчас все уже начинают думать не только о том, чтобы клиенту были выгодны условия кредита, но и о том, чтобы ему было удобно его оформить, а потом -- удобно погашать.
-- Кстати, не привело ли увеличение клиентской базы к проблемам -- все ли заемщики успевают расплатиться?
-- Количество проблемных автокредитов за исключением экспресс-кредитования, как правило, не превышает 1% от всего объема. Я бы, напротив, отметила, что люди торопятся погасить долг досрочно. И это для нас было вполне ожидаемым явлением. Статистика показывает, что сегодня «средний срок жизни» автокредита, выданного на три года, составляет всего полтора года.
-- Проценты по кредитам действительно снижаются, но довольно высокими остаются проценты у страховых компаний, работающих, как правило, в связке с банками. Исключение составляют лишь отдельные программы, дотируемые автопроизводителями. Есть ли у банков возможность убедить своих партнеров из страховой сферы также прислушаться к пожеланиям потенциальных заемщиков и снизить ставки по каско?
-- Природа образования тарифов на услуги страховых компаний и банков совершенно разная. Страховые компании устанавливают тарифы по страхованию автотранспорта, исходя из текущей убыточности по сформированному страховому портфелю. В убыток, снизив тарифы, страховым компаниям работать, естественно, неинтересно. Но мы считает, что стоимость страхования приобретаемых в кредит автомобилей на сегодняшний день совершенно адекватна. Поэтому тарифы страхования, предлагаемые большинством банков, практически не отличаются.
-- Удалось ли вам, сделав ставку на автокредитование, приобщить своих клиентов к широкому спектру банковских услуг: платежным картам, вкладам, ведению счетов?
-- Безусловно. Например, взяв кредит и вернув его в срок, наш клиент затем сможет получить кредитную карту банка без предоставления дополнительных документов. Мы предлагаем кредиты на дополнительное оборудование для автомобилей -- они выдаются по кредитной карте, оформляемой прямо в торговых точках. Точнее, в салонах нашего партнера -- компании «Автомир».
В прошлом году мы начали устанавливать банкоматы с функцией cash-in -- приема наличных. Развиваем интернет-банкинг, с помощью которого можно перечислить деньги с одного счета на другой. И всеми этими услугами наши клиенты активно пользуются.
-- Но скептицизм россиян, недоверие к банковской системе, вызванное в том числе и кризисом 1998 года, еще сохраняется?
-- Скептицизм, скорее, проявляется, когда люди приносят свои деньги в банки, а не тогда, когда получают их при кредитовании.
|