|
|
N°30, 21 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Окраина мира
Южная Осетия снова балансирует на грани вооруженного конфликта
Ситуация в зоне грузино-южноосетинского конфликта, обострившаяся в связи с принятым на прошлой неделе постановлением парламента Грузии, продолжает оставаться крайне напряженной. Напомним, грузинский парламент негативно оценил деятельность российских миротворцев в этом регионе и фактически потребовал от своего правительства в кратчайшие сроки добиться пересмотра формата миротворческой миссии. Пока изменение формата свелось к фактическому отказу грузинской стороны от участия в заседании сопредседателей Смешанной контрольной комиссии по урегулированию конфликта, открывшемся вчера в Москве. Тем временем столица непризнанной Южной Осетии -- город Цхинвали почти сутки оставался блокированным.
Миротворческую миссию в зоне конфликта выполняют так называемые Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ), состоящие из грузинского, осетинского и российского батальонов. Штатная численность каждого -- около 500 человек. В воскресенье грузинская сторона намеревалась произвести ротацию и доукомплектование своего батальона, который в отличие от осетинского и российского на сегодняшний день укомплектован примерно наполовину. По словам помощника командующего ССПМ Николая Баранова, после ротации численность грузинского миротворческого подразделения в зоне конфликта должна была составить 283 человека.
Утром в воскресенье ротация грузинских миротворцев успешно прошла в районах Никози и Эредви -- грузинских анклавах, находящихся в зоне конфликта к юго-западу и юго-востоку от Цхинвали. Но пропустить миротворцев в третий грузинский анклав Южной Осетии, расположенный непосредственно на Транскавказской магистрали, вплотную к северной окраине Цхинвали, осетинская сторона отказалась наотрез. По словам г-на Баранова, никакого силового противостояния при этом не было: после соответствующего заявления политических властей Южной Осетии грузинская колонна просто остановилась в районе селения Эредви.
Хотя командование миротворцев фактически дало добро на ротацию, южноосетинская сторона Смешанной контрольной комиссии (СКК по сочинским договоренностям 1992 года является высшей властной инстанцией в зоне конфликта) заявила о ее недопустимости. Дело в том, что режим зоны конфликта предполагает лишь две ротации личного состава в год, тогда как грузинская сторона потребовала разрешения на замену и доукомплектование уже в седьмой раз за последние 12 месяцев. С точки зрения Цхинвали, такая частая ротация производится исключительно с целью разведки местности и обкатки новых подразделений, которые в дальнейшем можно будет использовать для силового разрешения конфликта. Кроме того, осетинская сторона была раздражена отказом грузинского госминистра по урегулированию конфликтов Георгия Хаиндравы ехать в Москву для участия во встрече сопредседателей СКК.
Вечером в воскресенье в ответ на отказ осетин пропустить грузинских миротворцев в северный анклав грузины перекрыли обе главные дороги из Цхинвали. Шоссе на север, в Россию, проходит через грузинские села, расположенные на Транскаме, а шоссе на юг, в направлении Гори и внутренней Грузии, упирается в грузинский пост прямо за окраиной города, в селении Эргнети. Вечером в воскресенье на эргнетском посту уже были задержаны автобус и маршрутка, в которых жители Южной Осетии ехали с тбилисского рынка. Около 40 человек провели в арестованном автобусе почти всю ночь.
Утром глава Южной Осетии Эдуард Кокойты объявил об ответном задержании шести грузинских автобусов с пассажирами и грузом. Правда, и грузинские, и осетинские задержанные, по словам президента Кокойты, к тому моменту уже были отпущены. В час дня по Москве г-н Кокойты сделал крайне резкое заявление для СМИ. По его словам, ротация грузинского контингента может быть осуществлена только в порядке исключения и лишь в том случае, если согласие на ротацию дадут собравшиеся в Москве сопредседатели СКК. Если же такого разрешения не последует, Южная Осетия будет расценивать грузинских миротворцев как агрессоров.
К середине дня понедельника эскалация конфликта казалась уже почти неизбежной. Однако российские журналисты, приехавшие на эргнетский пост менее чем через полчаса после выступления Эдуарда Кокойты, обнаружили, что грузинская сторона фактически не препятствует движению людей через КПП. Вице-губернатор региона Шида-Картли Гела Зозиашвили сообщил, что на совещании командования грузинского и российского миротворческого батальонов с участием министра внутренних дел Южной Осетии только что достигнута договоренность обеспечить проход грузинской колонны в северный грузинский анклав, в селение Ачабети. В ответ на это грузинская сторона обязалась разблокировать город. Информацию г-на Зозиашвили немедленно подтвердил начальник штаба ССПМ Рем Акимов.
Ровно в 16.00 колонна грузинских миротворцев на шести «Уралах» в сопровождении российских миротворцев и наблюдателей ОБСЕ выдвинулась из селения Приси и проследовала через город в сторону Ачабети. Единственная задержка произошла у поста республиканского ГАИ на въезде в Цхинвали: осетинские милиционеры также собирались сопровождать грузинскую колонну, но ждали ее на другом КПП. С наступлением темноты очередная блокада Цхинвали закончилась, но горожане по-прежнему неспокойны: повторения подобных инцидентов здесь ждут ежедневно, а каждый из них вполне может привести к началу полномасштабной войны.
Иван СУХОВ, Цхинвали