Время новостей
     N°30, 21 февраля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.02.2006
Династическая республика
Власть в Дагестане передана по наследству
Народное собрание Дагестана в рекордно короткий срок завершило процедуру оформления передачи власти в республике. Напомним, в минувший четверг председатель Госсовета Дагестана Магомедали Магомедов, фактически возглавлявший республику в течение двух десятков лет, заявил о добровольном сложении полномочий. И уже в понедельник республика обрела нового главу, да еще и в должности президента.

Отставка г-на Магомедова состоялась на несколько месяцев раньше положенного срока -- законные полномочия главы Госсовета истекали летом этого года. Нельзя сказать, что уход Магомедали Магомедова оказался неожиданным для политической элиты республики. Но и уход в отставку обернулся фактической победой дагестанского «патриарха» над своими недоброжелателями как в самой республике, так и среди федеральных чиновников. Во всяком случае политическое устройство Дагестана после Магомедова выглядит именно так, как этого хотел он сам.

В понедельник Народное собрание Дагестана 101 голосом из 121 утвердило на посту президента республики своего бывшего спикера Муху Алиева. Пост президента в Дагестане вводится впервые -- официальная должность Магомедали Магомедова называлась «председатель Госсовета». Госсовет был создан в 1994 году и состоял из 14 представителей крупнейших и наиболее влиятельных этносов Дагестана. В 2003 году республика начала конституционную реформу, которая должна была поставить ее в ряд других российских регионов, -- было решено, что трудности «переходного периода» исчерпаны, Госсовет должен до конца доработать свою последнюю легислатуру и смениться совершенно обычным единоличным президентом. Эта реформа планировалась на лето 2006 года. Сначала предполагалось, что выборы первого дагестанского президента будут всенародными, но реформа управления регионами осенью 2004-го перевела этот вопрос в компетенцию республиканского парламента. Большинство экспертов сходятся во мнении, что именно в случае Дагестана эта реформа оказалась несомненным благом, поскольку всенародные выборы первого президента могли обернуться обострением этнических противоречий. Удастся ли избежать этих неприятностей после вчерашнего решения парламента, покажет время.

Клан Магомедали Магомедова сохранил очень сильные позиции в новой структуре республиканской власти. Новый президент Муху Алиев, несмотря на свое аварское происхождение, является давним сподвижником Магомедова. Позиции второго крупнейшего этноса Дагестана -- даргинцев также остаются сильными. Ключевой пост мэра Махачкалы сохранил за собой даргинец Саид Амиров, которого также называли в числе вероятных преемников «патриарха». А на посту спикера парламента ушедшего на повышение Муху Алиева и вовсе заменил родной сын бывшего главы Госсовета -- 41-летний Магомедсалам Магомедов. До начала своей парламентской карьеры Магомедсалам Магомедов занимался научной деятельностью на кафедре экономики и социологии труда Дагестанского университета, попутно принимая активное участие в бизнесе, связанном с нефтедобычей и нефтепереработкой. Г-н Магомедов входил, в частности, в рабочую группу по освоению дагестанского сектора шельфа Каспийского моря. Пост премьера Дагестана сохранит за собой, по всей видимости, кумык Атай Алиев, также лояльный по отношению к ушедшему лидеру Дагестана.

Местные эксперты, общавшиеся с газетой «Время новостей», уже весной 2005 года предполагали, что именно такая конфигурация главных действующих лиц дагестанской политики станет оптимальной в случае ухода Магомедали Магомедова. С тем лишь отличием, что Магомедсалам, по их мнению, должен был возглавить правительство, Атай Алиев -- стать президентом, а его однофамилец Муху -- сохранить за собой парламент. Руководитель центра стратегических исследований и политтехнологий в Махачкале Загит Варисов, считавший, что именно такая схема способна обеспечить наименее болезненную передачу власти в случае отставки Магомедали Магомедова, был убит летом 2005 года.

Возможно, осуществить сценарий относительно мягкой преемственности власти действительно удастся. Но очевидно, что политические противники ушедшего дагестанского лидера, прежде всего из числа могущественной аварской оппозиции (так называемого «северного альянса»), также не станут сидеть сложа руки. Уже в ходе консультаций с полномочным представителем президента РФ в Южном округе Дмитрием Козаком оппозиционеры критически высказались по поводу новой инкарнации «режима Магомедова». В голосовании в понедельник представители оппозиции попросту не участвовали.

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Дагестане