|
|
N°29, 20 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Конец экстенсивного роста
Груз статистических ошибок не утянул на дно акции МТС
Компания AC&M-Consulting опубликовала итоговые цифры январских подключений к сотовым сетям российских операторов. Впервые за историю своего существования оператор "Мобильные телесистемы" зарегистрировал сокращение числа своих абонентов в московском регионе, а "Мегафон-Москва", также впервые за время своей работы, опередил всех конкурентов по числу новых подключений.
Из материалов AC&M-Consulting можно сделать вывод, будто в январе МТС покинули 100 тыс. клиентов, а заново подключились только 85 тыс. Но этот вывод будет неверен: дело в лукавой статистике, фиксирующей несуществующих абонентов. Общее число официально действующих SIM-карт в России достигло 128,2 млн (более 88% населения), из них более 23 млн в Москве (135,5% ее населения) и 7,6 млн в Санкт-Петербурге (около 120%). Добавим, что грудные младенцы и некоторые другие категории граждан мобильниками практически не пользуются, что делает оценку уровня мобильной телефонизации еще менее реальной. Так что когда речь идет о сокращении числа абонентов, в действительности речь идет о прекращении учета условно действующих контрактов, а не о фактическом числе пользователей.
"Вымпелком" и "Мобильные телесистемы" котируются на Нью-Йоркской бирже, и до недавнего времени в бескомпромиссной битве сотовых гигантов за число абонентов шли в ход самые разные хитрости. Можно вспомнить о "продажах" 15-долларовых контрактов по 49 руб. (декабрь 2004 года) и последующее начисление "подарочных" денег на давно «выговоренные» и выброшенные SIM-карты (осень 2005 года). Из прочих приемов -- бесплатная раздача комплектов, продажи двух коробочек по цене одной, дарение нового контракта за факт пополнения другого счета и т.п. Подобное привлечение псевдоабонентов давно уже вызывает недоверие аналитиков и озабоченность инвесторов.
Сейчас положение меняется. Для получения бесплатной SIM-карты МТС с заветными 5 долл. уже требуется как минимум собрать и сдать несколько этикеток от пустых бутылок, а в салонах связи цены на новые комплекты соответствуют сумме на балансе. Комментирует пресс-служба МТС: "Результаты января оказались ожидаемыми: мы продемонстрировали небольшой отток абонентов, сохранив общее лидерство в Москве". Биржа на происходящее практически не отреагировала -- после незначительного спада курс акций МТС вернулся на прежний уровень.
Не исключено даже, что спустя какое-то время статистические данные котирующихся на бирже операторов приблизятся к реальным показателям. Тем более что уже на самой бирже перестали верить искусственно раздутым цифрам подключений и погоня за числом "мертвых абонентских душ" потеряла смысл.
Январский же успех московского "Мегафона" не является неожиданным, хотя на бирже акции компании не котируются. Роман Проколов, советник гендиректора "Мегафон-Москва", сообщил: "Январь -- своеобразный момент истины для сотовых операторов. Ажиотаж новогодних акций пропадает, и подключаются те, кто это делает сознательно. Среди причин успеха компании -- успешный переход на прозрачную и понятную потребителю тарификацию в рублях с НДС".
Сергей ПОТРЕСОВ