|
|
N°29, 20 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Не хочу жить в таком государстве!»
Узбекская оппозиционерка попросила суд приговорить ее к расстрелу
В Ташкентском горсуде закончились слушания по делу Нодиры Хидоятовой, координатора светского оппозиционного движения «Солнечная коалиция». Мать двоих детей 38-летняя г-жа Хидоятова обвиняется генпрокуратурой в «участии в преступной группе» лидера «Солнечной коалиции» Санджара Умарова и в неуплате налогов на сумму 150 тыс. долл. Процесс по делу Умарова, арестованного в Ташкенте в октябре прошлого года, также продолжается. По версии обвинения, Хидоятова «помогала Умарову скрывать доходы от реализации нефтепродуктов».
Гособвинитель Давлетов, ссылаясь на то, что вина подсудимой полностью доказана, а также на то, что она признала свою вину, потребовал в минувшую пятницу приговорить Нодиру Хидоятову к 12 годам лишения свободы. Как сообщает из Ташкента корреспондент информагентства «Фергана.ру», прокурор, зачитывая обвинительное заключение, никак не отреагировал на возглас подсудимой: «Я своей вины не признавала, не надо лгать!» Когда выступление прокурора закончилось, Хидоятова сказала: «Я, конечно, все понимаю, но лучше дайте мне высшую меру наказания, я хочу, чтобы меня расстреляли, потому что не хочу жить в таком государстве».
Координатор «Солнечной коалиции» таким образом напомнила об особенностях узбекской Фемиды, которая вершила суд над обвиняемыми в андижанских событиях мая прошлого года. В ходе одного из процессов двое подсудимых также тогда потребовали применить к себе смертную казнь. Однако в отличие от них Нодира Хидоятова, как утверждают ее родственники и друзья, в суде была полностью вменяема и сделала свое заявление, чтобы показать абсурдность предъявленных ей обвинений и самого судебного процесса.
Хидоятова была задержана в Ташкентском аэропорту 19 декабря прошлого года, когда возвращалась из Москвы, где провела несколько пресс-конференций, широко освещавшихся в российских СМИ. Ее сестра Нигора, также активистка «Солнечной коалиции», сообщила, что через несколько дней после ареста следователи предложили добровольно внести компенсацию в размере 50 тыс. долл., после чего уголовное дело могло быть закрыто. Подобная процедура, «возмещение причиненного государству ущерба», практикуется в Узбекистане, но семья Хидоятовых отказалась от предложения. Во-первых, из-за отсутствия таких средств, а во-вторых, потому, что это бы означало признание вины. Но ни Умаров (ему также делались подобные предложения), ни Хидоятова виновными себя не считают и убеждены, что их преследование носит политический характер.
Аркадий ДУБНОВ