|
|
N°29, 20 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В Москву, в Москву
«Золотая маска» открылась «Путешествием в Реймс»
Спектакль Мариинского театра, поставленный французскими мастерами (режиссер Ален Маратра, художник Пьер-Ален Бертола, художник по костюмам Мирей Дессанжи), продирижированный Валерием Гергиевым и спетый целиком силами мариинской Академии молодых певцов под руководством Ларисы Гергиевой, фактически открыл «Золотую маску» задолго до официального начала фестивальных показов.
Большая часть спектаклей -- претендентов на премию будет представлена в Москве еще через месяц и дальше -- с 29 марта по 17 апреля.
Предварительное открытие взбодрило и заинтриговало публику, добавив фестивалю символических нюансов. Вроде того, что мариинские спектакли для «Маски», начинавшейся под патронатом Валерия Гергиева, всегда были любимчиками. И теперь, когда ситуация изменилась, Гергиев отошел от масочных дел и даже перестал выдвигаться в номинации «Лучший дирижер», питерцы снова неожиданно усилили свои позиции, привезя в Москву, по сути, студенческий спектакль и показав его отдельно от соперников (в том числе от своих же «Тристана и Изольды»). Так что роль «Путешествия» в череде других претендентов выглядит особенной.
Спектакль-студент, причем не только игривый, но и боевитый, выдвигается по трем номинациям: «Лучший спектакль», «Лучший режиссер» и «Лучшая женская роль». На последний из перечисленных призов претендует начинающая прима Мариинки Лариса Юдина. Впрочем, у нее, украшающей спектакль аккуратным вокалом и умением очаровательно носить костюмы небывалой, фантастической красоты, есть очень сильный конкурент -- тоже питерская Лариса Гоголевская, мощная вагнеровская Изольда в спектакле Дмитрия Чернякова. Причем на ней список конкуренток Юдиной не заканчивается. Адина Нитеску -- Чио-Чио-сан, Елена Вознесенская -- Таня («Дети Розенталя»), Юлия Птицына -- Виолетта могут сделать соревнование женщин вполне увлекательным.
Что касается работы режиссера, то Ален Маратра превратил упоительно ироничный россиниевский «балаган-дивертисмент» (написанный по случаю коронации Карла Х и работы композитора в должности директора Итальянского театра в Париже, где на сцену могли выйти больше дюжины вокальных звезд одновременно) в очаровательное, изящное и гомерически смешное зрелище. В легких декорациях средиземноморского курорта позапрошлого века плавают светские девы, ходят настоящие лошади с русскими казаками, по головам зрителей движутся огромные шляпные коробки, экономка Маддалена, шикарно переделанная из красавицы в смешнейшую, чудесно косолапую корову (Елена Соммер -- великолепная актриса!), пытается перелезть через парапет и общается с публикой репликами типа «Молодцы! Молодцы москвичи!». Римская поэтесса Коринна выплывает в зал по специальному подиуму (в подтексте всего представления -- модное дефиле) в огромном платье-облаке с электрическими лампочками (или это пена морская, или сладкий крем, а сама Коринна -- торт со свечками). А барон Тромбонок появляется из заднего ряда оркестра -- вы угадали! -- с тромбоном в руке (оркестр весь в пляжно-белом сидит в глубине сцены, и Гергиев в шляпе управляет певцами с помощью мониторов). Словом, все совершенно очаровательно (хотя запала режиссерского решения и не хватает до финала) и отвечает игриво-торжественной партитуре, исполненной софистицированных музыкальных шуточек, поданных ярко и легковесно. Так что Ален Маратра (не без помощи своих ироничных художников) выглядит достойно в богатом масочном списке режиссеров-соперников (там еще Черняков, Някрошюс, Баганова, Бертман, Уве Шварц с башкирской «Волшебной флейтой», Георгий Исаакян, Юрий Александров -- есть из кого выбирать).
Что до номинации «Лучший спектакль», то выдвижение логично, но случись победа -- это будет выглядеть неожиданно. Молодые певцы в принципе справляются с головокружительной россиниевской партитурой (хороши многофигурные ансамбли, красиво поет Даниил Штода -- русский граф Либенскоф, аккуратно работает Дмитрий Воропаев -- кавалер Бельфьоре), и они, конечно, молодцы, но все же для настоящего звучания «Путешествия» им недостает взрослого мастерства и блеска. Партии скорее по-студенчески свежи, нежели в самом деле выразительны.
Но «масочный» список оперных спектаклей в этом году вызывающе богат и серьезен -- кроме прочего там и азартные «Дети Розенталя», и сильный «Тристан», и затейливый багановский «Соловей». Так что выбор жюри может оказаться трудным.
Юлия БЕДЕРОВА