|
|
N°29, 20 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Башмет с гитарой
Джаз достоин триумфа
Нынешний фестиваль «Триумф джаза» превратился в цирк. Конечно, в хорошем смысле слова -- все было весело, легко и виртуозно.
Фестиваль (вновь однодневный) сменил прописку -- из всегдашней «России» переместился в Большой зал Дома музыки на Красных Холмах. Зал этот, безусловно, небезупречен акустически, но, во-первых, в ГЦКЗ звучание живых музыкантов совсем ужасно, а во-вторых, залы Дома музыки уютны, современны и вместительны. Что тоже важно, поскольку публика хочет в ходе долгой программы и отдохнуть.
Программа выстроилась достаточно концептуальная; вовсе не «два артиста -- антракт -- звезда». На открытии -- Cool and Jazzy, очень хороший отечественный вокальный секстет. Молодые люди известны даже в рок-н-ролльных кругах, поскольку некогда записывали акапелльные вещи с группой «Браво». Зал обрадовался: акапелльный джаз со скэтом и пародированием музыкальных инструментов голосами -- жанр неумирающий и всеми любимый. Гвоздем программы -- судя по реакции публики -- был смешанный проект симфонического коллектива «Солисты Москвы» (солист Юрий Башмет) и Биг-бенда Игоря Бутмана (сам лидер и солировал). Получилось приятное звучание: романтичные духовые плюс баюкающие струнные. Что само по себе очень listener friendly. В конце сета Бутман вытащил на сцену Ларри Кориэлла и его трио. Это был абсолютно хулиганский джем, в ходе которого Башмет отобрал у Кориэлла гитару, отдав взамен свой альт. Оба музыканта с новоприобретенными инструментами смотрелись крайне убедительно, да и освоились быстро. Профессионалы же, черт возьми.
В общем, все сложилось замечательно. Даже несмотря на то, что в последний момент выяснилось: американская гостья Патти Остин петь не будет. Она прямо накануне концерта схватила воспаление легких. Но заявленная главным номером г-жа Остин служила приманкой для любителей вокального джаза и прочих «песен» -- фанов настоящего «взрослого» джаз-рока ее отсутствие не взволновало: им был уготован более ценный сюрприз -- вышеупомянутый Ларри Кориэлл. В этот раз он привез в Москву звездный состав ветеранов джаз-рока: басист Виктор Бейли (прославившийся в Weather Report) и барабанщик Ленни Уайт (Return to Forever). Кориэлл вышел с акустической гитарой, поставил ее, потом вдруг взял да два раза отжался от стула. После этого шутки приостановились, и начался отменный фьюжн. Публика пребывала в легком напряжении: звук не вполне отстроен, высокие звенят, бас размазан. Однако на второй вещи (Low Blow авторства Бейли) ситуация выправилась, дальше все звучало замечательно -- ярко и прозрачно. Даже любитель хай-энда не придерется. Третью композицию Ленни Уайт долго объявлял, но названия так и выговорил, сказав только, что это «народная мелодия, которую играла одна английская группа... вы сразу узнаете». Узнать подразумеваемую Whole Lotta Love группы Led Zeppelin (она действительно народная -- в том смысле, что сочинил ее народ, игравший в группе) было затруднительно: знакомый каждому рифф из трех нот трио сильно перевернуло... Я было грешным делом подумал, что это вообще Into the Fire. Бейли сказал: «Для стопроцентных джазфанов повторяю: это был Led Zeppelin. Запомните. Они нам нравятся, как нравится всякая хорошая музыка: Колтрейн, Стравинский... Даже Игорь Бутман!» После этого трио сыграло чудесную версию нетленного «Утра карнавала» -- флажолеты акустической гитары звучали неправдоподобно прекрасно. Невероятно, что осязаемая гитара, сколь угодно хорошая, способна петь таким бестелесным небесным голосом. Затем последовали еще две энергичные фьюжн-пьесы, и трио удалилось, чтобы еще раз выйти на сцену в вышеописанном «хулиганском» джеме. Оказавшись на сцене во второй раз, Виктор Бейли спросил зал с нарочитой серьезностью: «Как сказать по-русски: I need more money?» («Доплатите мне»). Что тут ответишь? Мы сделали вид, что не поняли вопроса.
Александр БЕЛЯЕВ