|
|
N°174, 24 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Летайте самолетами
Американскую экономику спасет только житейский подход
Билл Клинтон занят важным делом. Он летает коммерческими рейсами американских авиакомпаний. И это не шутки. Это политика. Более того -- это политэкономия.
Бывший президент объявил вчера, что сделает подряд четыре перелета самолетами американских авиакомпаний. В популярном телешоу Ларри Кинга в субботу вместе с четырьмя сенаторами и одной дамой-конгрессменом выступал бывший военный пилот, которого спрашивали, каково ему на борту пассажирского самолета. «Я чувствую себя в безопасности», -- отвечал он.
Это ни в коем случае не «заказуха» United Аirlines или других пострадавших компаний. Американские власти, элита и массмедиа таким образом пытаются ответить на чудовищный удар, нанесенный террористами по экономике США.
Итоги недели в цифрах впечатляют. Капитализация американского рынка снизилась на 1,38 триллиона долларов. Без работы только в одних авиакомпаниях может оказаться около 100 тыс. человек. Авиакомпании «теряют 360 млн долларов в день» и «находятся на грани коллапса», заявил в пятницу конгрессмен Джеймс Оберстадт.
В субботу президент Буш завизировал пакет помощи авиаиндустрии США. 15 млрд долларов, по мнению властей, должно хватить авиакомпаниям до июня. Кроме того, американское правительство будет предоставлять федеральные программы страхования, поскольку частные страховые компании собираются прекратить действия всех текущих соглашений с авиакомпаниями с 25 сентября, требуя исключения пунктов о страховании жизни пассажиров авиалиний в случае терроризма и войны.
Но аналитики считают, что это не спасет многие компании, если они не сумеют вернуть доверие потребителей. Поэтому выступление любого американского политика сейчас в обязательном порядке содержит призыв «заняться обычными делами». «Если вы до 11 сентября собирались покупать дом, купите его, -- призвал в субботу Билл Клинтон, -- если собирались вложить свои деньги, вложите их. Это будет ваш вклад в борьбу с терроризмом, и он покажет, что наши противники не добились своей цели». Лучшей помощью спасателям, работающим на развалинах Всемирного торгового центра, «будет ваше возвращение к нормальному образу жизни и ваша победа над своим страхом», сказал ньюйоркцам их мэр Рудольф Джулиани.
«Наше национальное богатство содержится не в зданиях из стекла и стали, -- заявил в субботнем радиообращении Джордж Буш. -- Оно в умении, трудолюбии и предприимчивости американского народа». От того, перевесят ли эти качества психологический шок, страх и неуверенность, по-видимому, и будет зависеть глубина экономического кризиса в США. Поэтому авиапассажир Билл Клинтон сейчас не менее важен, чем полководец Дональд Рамсфельд.
По итогам недели ведущие индексы потеряли в среднем по 15% (Dow Jones -- 14,3%, NASDAQ -- 16%). Это наивысшие темпы падения, начиная с 1940 года. Каждая торговая сессия заканчивалась падением котировок. В начале недели власти США приняли ряд мер по предотвращению обвала фондового рынка. Банкам позволили тормозить заявки на продажу крупных пакетов акций, эмитентам -- выкупать свои бумаги. ФРС понизила учетную ставку на 0,5%. Крупнейшие игроки выступили единым фронтом, призвав своих клиентов и партнеров не допустить паники. Однако развернуть рынок так и не удалось.
Основной удар пришелся на страховщиков и авиакомпании. За неделю их акции упали в цене в несколько раз. Объемы авиаперевозок на этой неделе снизились на 23%. По прогнозам, суммарные убытки авиакомпаний по итогам года превысят 4,8 млрд долл. Объемы страховых выплат в результате терактов, первоначально оцененные в 20--30 млрд долл., претерпели первые корректировки в сторону увеличения. Крупнейшие европейские перестраховщики -- Munich Re и Swiss Re -- на минувшей неделе удвоили размер ожидаемых выплат до 2 и 1,3 млрд долл. Серьезно пострадал туристический и гостиничный бизнес. Предстоящее сокращение производства самолетов стало причиной падения мировых цен на алюминий, никель и цинк.
Дмитрий ВОЛКОВ