|
|
N°27, 16 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Умер Андрей Петров
Второго сентября, когда отмечали его 75-летний юбилей, композитор охотно делился планами, устроил у Михайловского замка грандиозный гала-концерт «Сотворение мира продолжается», а второго февраля оказался в реанимации с тяжелейшим инсультом, от которого уже не оправился. Последней его работой в кино стала музыка к фильму Эльдара Рязанова «Андерсен». С Рязановым очень многое связано в жизни композитора, написавшего музыку почти ко всем его фильмам -- «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Осенний марафон», «Гараж», «Жестокий романс», «О бедном гусаре замолвите слово», «Небеса обетованные», «Привет, дуралеи!», «Старые клячи»... В кино у него была счастливая судьба. Его ли музыка помогала фильмам становиться сверхпопулярными или удача приводила к нему такие кинопроекты, только самые лучшие, самые запоминающиеся картины украшают его мелодии. Первой работой в кино для Петрова стал «Человек-амфибия». Потом -- «Голубые города», «Я шагаю по Москве», причем в этом случае сначала была написана музыка, а уж потом под нее слова. Песни из кинофильмов уходили на эстраду, их исполняли известные и любимые народом певцы.
Петров любил жить, писать музыку, был неравнодушным и заинтересованным общественным деятелем. В тридцать три года по рекомендации Дмитрия Шостаковича был избран председателем Союза композиторов Ленинграда и с тех пор сорок лет его и возглавлял. Сам он об этом вспоминал так: «Меня избрали десять лет спустя после смерти Сталина. Руководить музыкой было трудно, но там, где искусство носило более массовый характер и имело дело со словом -- кино или литература, -- было еще сложнее. В нашем союзе могли придраться к композиторам-песенникам: «Почему музыка у вас упадочная, цыганская?» Не более того. В крупные произведения композиторов особенно встревать боялись, потому что ничего не понимали в симфониях и балете, придирались в основном к текстам песен и стилю». Нынешнее куда более компетентное руководство вызывало у него оценки не слишком оптимистичные: «Насколько мне известно, у министерства планы такие -- они собираются увеличить суммы на приобретение конкретных произведений за счет сокращения количества приобретаемого. Скажем, если к нам раз в году приезжала закупочная комиссия из Москвы и покупала девяносто сочинений, то теперь будет покупать не больше тридцати. Причем уже известных, зарекомендовавших себя авторов. У нас и так уже интересных молодых авторов днем с огнем не сыщешь. В композиторы идут теперь только женщины, профессия композитора становится непрестижной, малооплачиваемой».
К своей профессии Петров относился все же очень серьезно. Писал серьезные симфонические сочинения, но все-таки образное, сюжетное искусство было ему ближе -- видимо, умение просто, интеллигентно и очень ярко музыкально мыслить требовало образного воплощения в музыкальном театре. Петровым были созданы оперы на такие «литературные» сюжеты, как «Петр Первый», «Маяковский начинается», балеты «Берег надежды», «Сотворение мира», «Мастер и Маргарита». Он получил несколько Государственных премий СССР и РФ, награжден многими профессиональными премиями, признан и обласкан. Но он не собирался останавливаться. Вместе с дочерью сочинил новый мюзикл «Капитанская дочка», который поставили в Америке. Мечтал о том, как его песни будут на новом диске петь Бутусов, Шевчук, Гребенщиков, боролся с попсой, защищал мелодизм... И всегда надеялся на продолжение, на движение вперед.
Теперь его не стало.
"Время новостей"