Время новостей
     N°28, 17 февраля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.02.2006
Здравый смысл без чувствительности
Анне-Софи Муттер выступила в Москве
«Величайшая скрипачка ХХ и XХI веков», одна из самых красивых женщин мировой академической сцены, одна из любимейших протеже маэстро Герберта фон Караяна, одна из самых знаменитых обладательниц «Грэмми», лучшее лицо гигантского звукозаписывающего лейбла Deutsche Grammophon, музыкант редкого сочетания убедительных тиражей и безупречной, не задетой заигрыванием с легкими жанрами репутации, Анне-Софи Муттер во второй раз сыграла в Москве и, к удивлению понимающей публики, не собрала зал.

Без десяти семь у входа в Большой зал Консерватории было пустынно, как в дни выступлений Вероники Дударовой. В кассах еще оставались билеты под потолок в конец второго амфитеатра по зубодробительным ценам две с лишним тысячи рублей. В семь тридцать партер был заполнен в лучшем случае на треть. В семь тридцать пять там появились люди в темном -- дамы и господа приятной наружности и завидной осведомленности (они-то знали, что концерт начнется с сорокаминутным опозданием). И сделали так, что партер стал выглядеть поприличнее во всех отношениях (в том числе и в количественном).

Женщина, которая в 1977 году, задолго до своего совершеннолетия поразила строгого Караяна юностью и мастерством и до сих пор не перестает очаровывать остальных примерно тем же (не так давно Муттер во второй раз вышла замуж за мегазвезду американского симфонизма, семидесятипятилетнего дирижера и композитора Андре Превена, получив в подарок партитуру «Анне-Софи», а та принесла в семью очередную «Грэмми»), вышла на сцену в строгом и стильном черном с красными маками платье. Не вызывающее, но тем не менее эффектное, оно должно было как раз очень понравиться тем, кто зашел в зал через тридцать минут после официального начала мероприятия.

Она прошла к середине сцены резкой походкой, быстрым и властным взмахом руки отправила прочь фоторепортеров и через полсекунды, не дав вздохнуть, уже играла Фа-мажорную сонату Моцарта KV 376 -- со всей возможной собранностью, точностью, сдержанностью, безупречностью, ритмической строгостью, звуковой взвешенностью и выверенностью каждой фразы, какие только можно себе представить. Те же качества без каких-либо примесей отличали ее исполнение остальных четырех предназначенных для Москвы моцартовских сонат. Прочие тринадцать легендарная скрипачка играет в других городах мира -- иногда порциями, а иногда все подряд, красиво укладывая сонатно-скрипичное моцартовское наследие в три дня.

Анне-Софи Муттер посвятила этот сезон дню рождения Моцарта. В конце концов, в своей блестящей карьере она преуспела именно за счет безошибочно точной игры по правилам. И как ей было не отпраздновать юбилей, который отмечает вся мировая академическая общественность. Начав огромное турне в Санкт-Петербурге и Москве, Муттер закончит его в конце года в Вашингтоне. И надо полагать, триумфально.

В размеренной правильности ее игры есть, конечно, определенная магия. Никаких спецэффектов, только нанизывание безошибочно идеальных форм -- часть за частью, соната за сонатой. Немного строгой лирики в Adagio Сонаты ми-бемоль-мажор KV 481. Безукоризненно кристальный ход вариаций Сонаты соль-мажор KV. Несколько сумеречно-трепетных красок (все -- в строгой, лаконичной оправе) в Сонате ми-минор KV 304 и снова крепкая кладка идеала в Си-бемоль-мажорной сонате KV 454.

Между известными полюсами моцартовских интерпретаций -- игривой сентиментальностью традиционалистов и нежными громами аутентистов -- Муттер находит безукоризненно золотую середину. Столь же убедительную, эталонную и лишенную выраженной чувственности, как форма золотого обручального кольца. И если вы вдруг заметили полторы шероховатые ноты, соскользнувшую трель во второй части Ми-минорной сонаты и едва мелькнувшее в выражении лица волнение, тут же спрятавшееся за спокойной улыбкой, то считайте, вам по-настоящему повезло. Этот человек никогда не ошибается, но он относится к своей безошибочности серьезно и трепетно. И вы понимаете -- это все же не спорт, не война, а настоящее искусство.

Подпись: Американский пианист Ламберт Оркис -- идеальный партнер эталонной Анне-Софи Муттер по образцовому моцартовскому туру

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка