Время новостей
     N°28, 17 февраля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.02.2006
«Большой волатильный пузырь»
Медведев не дал Вьюгину поставить точку в финансовой стратегии
Председательствуя вчера на заседании правительства вместо отбывшего во Вьетнам премьера, его первый заместитель Дмитрий Медведев обозначил отечественные финансовые амбиции. Говоря о предпочтении бизнеса работать на западных биржах, г-н Медведев потребовал: «Необходимо вернуть титул, а соответственно, и доходы под российский флаг». Первый вице-премьер дал понять, что не заблуждается на счет состояния нашего финансового рынка: «Пока он не рассчитан на долгосрочное использование, крупные заимствования и размещения российские компании предпочитают осуществлять за рубежом». В общем, по словам г-на Медведева, этот рынок попросту неполноценен. «Хотелось бы надеяться на качественные изменения и добавку со стороны финансового рынка в экономический рост, -- обратился он к коллегам. И добавил: -- Нам нужно развивать собственный инструментарий».

Патриотизм первого «вице» полностью отвечал настрою выступавшего с докладом о стратегии развития финансового рынка России на 2006--2008 годы главы Федеральной службы по финансовым рынкам(ФСФР) Олега Вьюгина. Почти два года работы на своем посту он посвятил тому, чтобы создать в России «собственный инструментарий», но тщетно: даже коллеги по правительству стремятся проводить приватизационные сделки на западных биржах, что уж говорить о частных компаниях. И вчера г-н Вьюгин предпочел остаться реалистом, заметив: «Если сделать наш финансовый ранок удобным и дешевым, то мы получим и желающих на нем работать. Без этого все рассуждения, что кого-то куда-то надо вернуть, бессмысленны».

Среди ключевых идей стратегии г-н Вьюгин предложил создание центрального депозитария и мегарегулятора. Если с первым практически вопрос решен, то второй вызывает серьезные споры. Глава ФСФР видит мегарегулятор как коллегиальный орган -- это может быть преобразованная из ФСФР госкорпорация, которую будет регламентировать отдельный закон. Но г-н Вьюгин не питает иллюзий. Он напомнил, что противники создания мегарегулятора настаивают на подготовке доклада по этой теме. «Нужно не доклады писать, -- заявил он, -- а принять волевое политическое решение и заниматься законом».

Дмитрий Медведев проявил к теме неподдельный интерес: «Объясните конструкцию мегарегулятора. Правильно ли я понял, вы предлагаете уйти от идеи органа госуправления и перейти к корпорации?» «Правильно», -- ответил г-н Вьюгин. Руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин тоже попросил разъяснений. Но первый вице-премьер заметил, что «ответ уже прозвучал: это госкорпорация, а не исполнительный орган власти».

Главный экономист страны Герман Греф в целом стратегию поддержал, но сказал, что правительство «отстает от практики жизни». За полтора месяца этого года капитализация российского финансового рынка выросла с 60% ВВП до 79 (604 млрд долл.). «Если так будет расти, то мы рискуем выйти на 100%», -- пообещал г-н Греф. "Это, конечно, может говорить о маленьком объеме ВВП, -- признал он и собственную недоработку. -- Но очевидно, что ресурс российского фондового рынка еще огромен".

«Большой волатильный пузырь», -- вставил г-н Медведев, воспользовавшись сравнением министра Зурабова, которое он присвоил отечественному финансовому рынку за 15 минут до этого. Г-н Греф продолжил и потребовал за два года решить все законодательные проблемы в отношении финансовых рынков.

В заключение, когда г-н Медведев спросил главу ФСФР, хочет ли тот что-либо добавить, г-н Вьюгин только и сказал: «Я хочу поставить точку».

Но эту почетную обязанность первый «вице» взял на себя. И по сути, перечеркнул надежды главы ФСФР. Сначала он похвалил доклад за солидность и полноценность. И дал месяц на шлифовку. А потом дал совет: «Не нужно идти второй раз по одному и тому же кругу. Не нужно увлекаться калькой с американского законодательства. Надо ориентироваться на европейский опыт». На мегарегуляторе г-н Медведев остановился особо. Он вспомнил, что раньше была комиссия по рынку ценных бумаг. «Весьма специфический орган, -- заметил первый вице-премьер. -- Не уверен, что это хорошо. Интриги тогда перерастали в драмы». А потому он предложил не спешить, все взвесить. И прежде всего то, «насколько выходящий за систему органов исполнительной власти институт является органичным для существования в нашей стране».

После заседания кабинета Олег Вьюгин сообщил журналистам, что служба будет «искать выход» из ситуации, сложившейся вокруг идеи мегарегулятора. «Правительство не против коллегиального органа, но при этом Дмитрий Анатольевич (Медведев. -- Ред.) высказался за то, чтобы мегарегулятор остался в системе органов исполнительной власти, -- сказал Олег Вьюгин. -- Мы предложили, чтобы мегарегулятор был создан в форме госкорпорации, аналогичной Агентству страхования вкладов, но правительство не согласилось, будем искать выходы».

«Стратегия понадобилась именно сейчас, так как российский корпоративный сектор очень быстро развился и достиг уровня, что предъявляет серьезные требования к качеству и количеству финансовых услуг, инфраструктуре рынка», -- отмечает г-н Вьюгин. Например, в этом году сумма IPO, на которые могут пойти российские компании, достигнет 20 млрд долл. И эта сумма уже сопоставима с суммами IPO, которые проводят американские компании на Нью-Йоркской фондовой бирже. И в России такие деньги есть, но они пока не мобилизованы для институциональных инвестиций.

В первой редакции стратегия была написана еще в начале 2005 года, в июне она была внесена в правительство, однако была направлена на доработку. Вновь документ был внесен на рассмотрение правительства в октябре. Основные задачи стратегии -- модернизация инфраструктуры, в том числе создание центрального депозитария, внедрение на торговых площадках новых технологий в соответствии с мировыми стандартами, принятие законов о клиринге и организованных торгах. Также важным направлением является ускорение формирования системы институциональных инвесторов в России, в частности включение в перечень инвестирования накопительной части пенсионных средств корпоративных акций и облигаций и передача средств «молчунов» негосударственным управляющим компаниям. «Работа над соответствующим законопроектом подходит к концу», -- отметил г-н Вьюгин.

Очередная доработка, на которую вчера был отправлен документ, будет чисто технической и не потребует нового согласования с ведомствами. Как отмечает участвовавший в заседании кабинета глава Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев, в ходе обсуждений выяснилась необходимость в более скорой реализации некоторых мероприятий или то, что некоторые цифры в документе уже неактуальны». Это, в частности, касается упомянутого Германом Грефом ориентира по отношению капитализации российских компаний к ВВП. «При написании стратегии не учитывались последствия либерализации рынка акций «Газпрома», которая повлекла за собой бурный рост рынка», -- поясняет г-н Тимофеев.

Вера КУЗНЕЦОВА, Гюзель ГУБЕЙДУЛЛИНА