|
|
N°27, 16 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Польша ответила России взаимностью
Вчера министр иностранных дел Польши Стефан Меллер выступил в сейме с подробным докладом о задачах внешней политики страны в 2006 году. Он много времени посвятил Евросоюзу как «пространству свободной конкуренции», приоткрыл тайну переговоров о возможном участии Польши в американской системе ПРО, отметил, что «из Германии идут доброжелательные сигналы», а Франция по-прежнему вызывает у поляков рефлекс симпатии. Но, пожалуй, самым эмоциональным и содержательным оказался фрагмент, посвященный отношениям с Россией. И думается, что это не только потому, что он прозвучал из уст недавнего посла Польши в Москве, хотя глава польской дипломатии этот факт подчеркнул.
В последнее время Москва и Варшава заметно изменили тон публичных высказываний в адрес друг друга. Напряжение, рост которого начался с активного участия Польши в «оранжевой революции» на Украине (что было болезненно воспринято в Кремле), медленно, но пошло на убыль. Новое польское руководство неоднократно отмечало, что для плохих отношений с Россией нет объективных причин, но до недавнего времени не торопилось проявлять излишнюю расположенность к Москве.
С одной стороны, этому мешали амбиции и «национальная гордость», а с другой -- боязнь фальстарта. Может, поэтому польские дипломаты заявляют сейчас, что инициатива улучшения отношений исходит с российской стороны. Здесь не устают повторять, что президент Путин был первым, кто прислал соболезнования после трагедии в Катовицах. А спустя пару дней на ежегодной пресс-конференции в Кремле российский президент назвал русских и поляков «близкими родственниками» и «одной семьей», подчеркнув глубокое уважение к Польше «за ее вклад в мировую культуру, мировую экономику, в сегодняшние дела в Европе и мире».
Вчера Стефан Меллер прямо сказал, что «хочет ответить взаимностью на недавние теплые слова господина президента Владимира Путина и согласиться с тем, что Польшу и Россию связывает немалый потенциал этнической, исторической и культурной близости». Как заметил министр, интересам Польши отвечает, чтобы «на восток от ее границ формировалось современное российское государство, не ищущее вдохновения в имперском наследстве, а строящее свою новую идентичность демократического государства, а особенно доброго соседа». На это депутаты отреагировали аплодисментами. А глава МИДа тут же пообещал, что "мы будем" стремиться к "добрососедскому сотрудничеству".
Фраза «мы будем» породила всплеск дискуссий об отставке Меллера, прошение о которой уже лежит на столе у премьера. Но президент Лех Качиньский, который присутствовал при выступлении министра, сказал, что отставка Меллера стала бы "нехорошим решением". Президент заметил, что представленная Меллером программа внешней политики в основном совпадает с его видением, а «одну или две детали» он обговорит с министром на будущей неделе». По словам Качиньского, «все говорит о том», что Меллер будет введен в состав совета национальной безопасности. Отсутствие нынешнего главы МИДа (в отличие от его предшественников) в этом важном органе при президенте и стало поводом к пересудам о его отставке.
Валерий МАСТЕРОВ, собкор газеты «Московские новости» в Варшаве, -- для «Времени новостей»