|
|
N°27, 16 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Теперь их много?
В Мадриде открылась выставка «Русские авангарды»
Одновременно с вернисажем юбилейной ярмарки искусств ARCO в мадридском музее Тиссен-Борнемиса шла подготовка к вернисажу масштабной выставки «Русские авангарды» -- смотру основных течений, направлений российского искусства периода «великой утопии». Благодаря «Турэспанья», государственному секретариату по торговле и туризму при министерстве экономики Испании, интернациональный журналистский пул пригласили на превью экспозиции. «Экскурсоводами» выступили директор музея Гульермо Солана и куратор выставки Томас Лоренс. На днях «Русские авангарды» открылись для широкой публики.
Новая выставка еще одна платформа глобального миссионерского, дипломатического проекта русской культуры в странах Европы и в Америке. Государственный Русский музей Санкт-Петербурга добрую часть своего авангарда не видит очень долго. Совсем недавно завершился брюссельский фестиваль «Европалия», который ГРМ щедро украсил выставкой -- гигантским представлением своей авангардной коллекции. До этого была нью-йоркская «Россия!». На новой выставке Русский музей тоже главный партнер. Помимо него участвуют Третьяковская галерея, музеи российской провинции, парижский Центр Жоржа Помпиду и, конечно, авангардные фонды самого фамильного музея барона Тиссен-Борнемиса. А они, надо сказать, просто прекрасны и не уступают собранию старой европейской живописи славного музея.
За объемную картину истории «Русских авангардов» отвечают в целом около 300 экспонатов, включая живопись, скульптуру, фотографии, книги, текстиль, плакаты, керамику, предметы быта. Променад по основным вехам раннего российского модернизма получился увлекательным и приятным. Особое обаяние выставке придает ее, с позволения сказать, антидидактичность. Устроители понимали невозможность проследить процесс во всех подробностях и нюансах. Потому академическое резонерство оставили в покое и искренне увлеклись выстраиванием безупречных по качеству материала визуальных рядов. Для каждого шедевра выбрали максимально комфортные условия показа. Все сделано чисто и красиво.
Экспозиция четко делится на два раздела, внутри которых существуют свои, условные главы. Первый раздел -- расположен в основном здании музея Тиссен-Борнемиса -- посвящен генезису экспериментального формотворчества, от уроков сезаннистов и примитивистов (Гончарова, Ларионов, Пиросманишвили) до «органической модели» Матюшина, Гуро, братьев Эндеров. Кубофутуризм, лучизм -- на правах почетных гостей. Такая же честь оказана и трем создавшим собственные школы мастерам: Марку Шагалу, Василию Кандинскому, Павлу Филонову.
Второй раздел, разместившийся в фонде «Каза Мадрид», можно назвать «концептуальным». Он о том, как конструировался новый человек согласно логике утопистов первых послереволюционных лет. Главные темы -- супрематизм и конструктивизм -- стили, программирующие психологию и физиологию нового человека. Дополнительным бонусом оказываются артефакты времени: предметы быта, графический дизайн, фотоматериалы.
Качество презентации материала на выставке убеждает в том, что русских авангардов, к счастью, много не бывает.
Сергей ХАЧАТУРОВ, Мадрид--Москва