|
|
N°26, 15 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Самолеты -- это вам не ХАМАС
Франция заговорила с Россией в один голос
Сегодня как никогда Франция и Россия «должны говорить на международной арене в один голос». Эти слова французского премьер-министра Доминика де Вильпена, произнесенные вчера в Москве, можно считать лейтмотивом его двухдневного визита в российскую столицу.
Перечень международных проблем, по которым Москва и Париж занимают аналогичные или близкие позиции, широк. Это борьба с международным терроризмом, углубление взаимодействия между Россией и ЕС в энергетической сфере, иранская ядерная программа. В принятом вчера совместном российско-французском заявлении признаются «законные права иранского народа развивать безопасную устойчивую атомную энергетическую программу». Одновременно подчеркивается, что Тегеран должен выполнять требования Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). (Подробнее об иранской проблеме читайте на стр. 5).
Схожие позиции россияне и французы заняли по проблемам Ближнего Востока, в частности, в отношении к радикальному Исламскому движению сопротивления (ХАМАС), победившему на парламентских выборах в Палестинской автономии 25 января. Франция вынуждена учитывать в этом вопросе решение Евросоюза, включившего ХАМАС в список террористических организаций. Однако это не помешало официальному Парижу поддержать предложение Владимира Путина наладить диалог с ХАМАС. Доминик де Вильпен выразил надежду, что контакты с Россией «приведут к эволюции позиции ХАМАС и к прогрессу в Ближневосточном регионе».
Такое мнение резко отличается от позиции США и Израиля. Вчера американская газета "Нью-Йорк таймс" даже написала со ссылкой на высокопоставленных западных дипломатов, что Тель-Авив и Вашингтон решили работать над дискредитацией ХАМАС, чтобы доказать: движение не способно управлять Палестиной (этого легко добиться урезанием финансовой помощи автономии). А когда ХАМАС не справится, можно будет провести новые выборы. США и Израиль, однако, вчера вечером активно опровергали эту публикацию.
Кстати, словно желая подтвердить наличие логики в позиции России и Франции в пользу диалога с ХАМАС, политическое руководство движения вчера отдало приказ о разоружении своим сторонникам в северной части сектора Газа.
К тому же Доминик де Вильпен не в пример германскому канцлеру Ангеле Меркель аккуратно не вторгался в чеченский вопрос. Правда, французский премьер все-таки сказал, что похищения людей, которые практикуются в Чечне, -- это нехороший признак.
В свою очередь по политической линии Михаил Фрадков выразил надежду на серьезную поддержку Франции в переговорах с Евросоюзом. Сюда входит и упрощение визового режима, и калининградский транзит, и экономическое сотрудничество.
Но «говорить в один голос» у России и Франции пока получается не всегда. По ХАМАС странам договориться оказалось проще, чем по некоторым экономическим проблемам. И если французская компания «Газ де Франс» уже ведет переговоры с «Газпромом» об участии в строительстве Северо-Европейского газопровода, то в авиакосмической области сохраняются нестыковки. Михаил Фрадков даже посетовал, что французская сторона недооценивает качество российского учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ и самолета-амфибии Бе-200. Относительно закупок первого в Париже колеблются, а вторым уже предпочли канадские «Бомбардье». Подобное недоверие, по словам российского премьера, «сужает рамки взаимодействия».
Впрочем, возможно, экскурсия по Научно-производственному объединению имени Лавочкина, устроенная для французского гостя, убедит последнего в широких возможностях российской авиакосмической техники. Французская сторона уже заключила с Россией контракт на запуск четырех новых ракет-носителей «Союз-СТ» с космодрома Куру во Французской Гвиане.
Несмотря на щепетильные моменты в экономическом партнерстве, премьеры с глубоким удовлетворением сообщили, что товарооборот между двумя странами растет год от года. В прошлом году наторговали на 9 млрд долл. А в этом товарооборот составит никак не меньше 10 миллиардов.
Петр ИСКЕНДЕРОВ, Вера КУЗНЕЦОВА