|
|
N°173, 21 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Убийцы Масуда собирались к Кадырову
Гибель лидера афганского Северного альянса Ахмад Шаха Масуда стала прологом страшных событий в США, случившихся два дня спустя. Соратники Масуда обвинили в его смерти талибов и Усаму Бен Ладена, якобы подославших к «льву Панджшера» террористов под видом репортеров. Следы привели в Лондон, там расположена Исламская информационная компания, от которой были аккредитованы два подозрительных журналиста. Спецкор газеты «Время новостей» Елена СУПОНИНА связалась с главой этой компании Ясиром АС-СИРРИ, египетским исламистом, с 1994 года живущим в Англии. Г-н Ас-Сирри отказывается разговаривать с журналистами и предлагает им всем обращаться к его адвокатам. Однако для нас он почему-то сделал исключение.
-- Как получилось, что два арабских журналиста, подозреваемых в убийстве Масуда, незадолго до его и своей смерти устроились к вам работать?
-- Нет доказательств, что журналисты Карим и Касым, бравшие интервью у Масуда во время взрыва, были камикадзе. Мне кажется более вероятной версия, по которой эти двое -- такие же жертвы, как и Масуд. Но даже если их участие будет доказано, наша компания никакого отношения к убийству не имеет. Мы это преступление осуждаем. Ахмад Шах Масуд -- выдающийся командир, сыгравший огромную роль в изгнании русских войск из Афганистана. Для нас это было неожиданностью, и мы не знаем, кто мог использовать так и нас, и их. Позавчера со мной связался посол Афганистана в Лондоне, брат Масуда. Вчера на меня вышел еще один человек от них, говорящий по-арабски, и я все объяснил: нам скрывать нечего.
-- Это ваши штатные журналисты?
-- Нет, я их даже не знаю. Со мной связался знакомый корреспондент из Афганистана и сказал, что есть репортеры, которые хотят сделать серию репортажей «Афганистан вчера, сегодня, завтра» на внештатных условиях и потом продать нам этот материал. Нам они доверяли: размещая фильмы на других телеканалах, мы могли бы проследить, чтобы правда не исказилась. Предложение нас заинтересовало, особенно потому, что потом они собирались и в другие горячие точки: в Чечню и на Филиппины. Мы направили в Афганистан по факсу письмо с нашими реквизитами, где подтвердили, что эти ребята работают для нас. (Как выяснилось, Карим и Касым в тот момент сами были в Лондоне с бельгийскими паспортами на руках и воспользовались копией письма для получения пакистанской визы. -- Ред.) Оригинал письма у меня. Нам это ничего не стоило, передвижения журналистов мы не оплачивали, а должны были платить только за фильм, по факту. Неужели вы думаете, что мы так могли подставить свою компанию, указав ее адрес, все данные, если б знали, что готовится нечто подобное?
-- Почем можно было бы продать такой фильм телеканалам?
-- Нам еще ни разу не удавалось продать какой-либо из фильмов. Информационная составляющая -- не главная в нашей компании. Мы в большей степени занимаемся правами человека в мире ислама. Мы надеялись, что с этим фильмом будет наш первый удачный опыт, и уже договорились с французами, которые обещали назвать цену после просмотра. И эти журналисты хорошо работали, они были у талибов, а потом встретились с шейхом Сайафом на севере, который, похоже, был также кем-то введен в заблуждение. (Пуштунский полевой командир Сайаф рекомендовал журналистов людям Масуда. -- Ред.)
-- Кое у кого вызвало подозрение, что рекомендательное письмо Кариму и Касыму предоставили вы, ведь в родном Египте вы приговорены к смерти как экстремист...
-- Восемь лет назад меня обвинили в заговоре с целью убийства бывшего египетского премьера Атыфа Сыдки. Но это решение военного суда Египта не признано международными правозащитными организациями, так как все показания выбивались пытками. И афганскому шейху Сайафу, и тем более нам вся эта история очень навредила. Вообще сейчас многие пытаются делать из мусульман врагов, особенно США, которым нужен образ врага. Если бы существовал СССР, то американцы бы во всем, в том числе и во взрывах в США, обвиняли русских. Позиция России сейчас очень хорошая: Москва не хочет ввязываться в авантюры без конкретных доказательств.
Беседовала Елена СУПОНИНА