|
|
N°25, 14 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дышите свободно
Греф защитит бизнес от судей, акционеров и менеджеров
Пламенное выступление министра экономического развития Германа Грефа на Совете по конкурентоспособности, посвященное недружественным поглощениям и вызывающей независимости судов (дошло до того, жаловался министр, что судьи даже на его письма не отвечают), было лишь первой ласточкой. Вчера г-н Греф доложил Владимиру Путину, что уже на этой неделе правительство рассмотрит концепцию развития корпоративного законодательства. «Это очень сложная проблема, речь идет о выборе нашей будущей модели корпоративной части экономики, цена ошибки очень велика», -- подчеркнул г-н Греф. «Сейчас, в условиях, когда предприятия нуждаются в серьезных инвестициях с финансового рынка, очевидным является то, что наше законодательство корпоративно не обеспечивает такую динамику. У нас в стране больше 40 тыс. акционерных обществ, и из них всего 200 торгуются на открытых площадках. Из них 40 составляют 98% капитализации всего рынка. И очевидным является то, что мы должны полностью пересмотреть всю концепцию, связанную с делением акционерных обществ на открытые, закрытые, и усовершенствовать законодательство, связанное с регулированием коммерческих юридических лиц», -- сообщил министр на традиционном совещании президента с членами правительства.
Какова «цена ошибки», он уже подробно рассказывал. На недружественных захватах и корпоративном шантаже в России делаются состояния. «Вместо того чтобы находиться в местах не столь отдаленных, они у нас находятся на высших местах в рейтинге журнала «Форбс», -- заявил министр на Совете по конкурентоспособности. Премьер на это ответил: «Я не хочу, чтобы идея легла на полку Центра стратегических разработок». Как выяснилось, он зря опасался. Идея уже оформлена в поправки в законодательство и ждет лишь одобрения кабинета министров. Экспертное сообщество и депутаты Госдумы, по словам г-на Грефа, участвовали в подготовке документов на протяжении последнего года.
Концепция, подготовленная Минэкономразвития, включает в себя изменения в Арбитражный процессуальный, Налоговый, Трудовой кодексы, в Кодекс об административных правонарушениях, в законы «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах», «О сельскохозяйственной кооперации», «О рынке ценных бумаг», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», а также признает утратившим силу закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Официальная статистика по насильственным слияниям и поглощениям отсутствует. По оценкам неких независимых экспертов, на которых ссылается МЭРТ, в прошлом году произошло более ста корпоративных конфликтов, получивших широкую огласку. «Общее количество подобных споров исчисляется тысячами», -- сказано в концепции.
Во многих случаях корпоративные войны ведутся при активном участии судов. Новые правила ограничивают подачу исков местом нахождения ответчика, вводят ограничения, не дающие маскировать корпоративные споры под трудовые, с тем чтобы подавать иски в суды общей юрисдикции, а также создают институт предварительного судебного контроля внеочередного собрания акционеров, созываемого миноритариями. Также в концепции ужесточаются требования к топ-менеджерам предприятий. С одной стороны, менеджеры могут мошенническими действиями разорить компанию. С другой, сказано в документе, «неквалифицированные менеджеры могут потерять больше, чем украсть». Поэтому в концепции предлагается повысить требования к менеджерам, ужесточить ответственность и бороться за устранение конфликта интересов.
Кроме того, Герман Греф предлагает отказаться от ныне существующего деления акционерных обществ на открытые и закрытые, так как форма закрытого акционерного общества очень близка к форме общества с ограниченной ответственностью. Более того, в министерстве полагают, что многие открытые акционерные общества по сути таковыми не являются, так как их акции не находятся в публичном обращении. Теперь предлагается определить единую форму акционерного общества без деления на ОАО и ЗАО. Однако сами АО могут быть «публичными» и «непубличными». Для тех обществ, акции которых публично не обращаются, предусматривается возможность установления ограничений на обращение акций через положения устава или через заключение соглашений между акционерами.
«Устранение плюрализма в этом вопросе -- правильное решение. Отменяется по сути условное различие между ЗАО и ООО», -- говорит управляющий партнер юридической фирмы «Линия права» Андрей Новаковский. Однако руководитель группы корпоративной практики компании ФБК, адвокат Петр Доставалов убежден, что вставать на путь упрощенчества опасно. «Чем больше организационно-правовых форм, тем лучше для участников рынка», -- полагает он. Г-н Новаковский предполагает, что в результате изменения законодательства акционеры ЗАО, возможно, захотят пользоваться тем же правовым режимом и примут решение о преобразовании в ООО «со всеми вытекающими последствиями» (в частности, преобразование формы собственности влечет за собой необходимость уведомления кредиторов и грозит требованием досрочного погашения обязательств перед ними). Этого не понадобится, отмечает г-н Новаковский, если в окончательной версии закона для акционеров АО сохранится возможность предусматривать в уставе преимущественное право на приобретение акций.
===================================================
Герман Греф рассказал Владимиру Путину о стратегии развития финансового рынка до 2008 года, которую предполагается в четверг рассмотреть на заседании правительства. Стратегия развития финансового рынка была разработана Федеральной службой по финансовым рынкам еще в начале прошлого года. С тех пор она несколько раз отправлялась на доработку. В последний раз доработанная стратегия развития финрынка была внесена в правительство 15 октября.
В документе, сказал Герман Греф, решается ряд «ключевых проблем, которые на сегодняшний день выявляются в ходе достаточно бурного развития финансового рынка». Это очень высокие транзакционные издержки размещения на российском рынке, несовершенство инфраструктуры фондового рынка и недостаточность инструментов, несовершенство платежной системы, невозможность проведения всех платежей в режиме on-line. Однако, представители обеих бирж -- РТС и ММВБ -- утверждают, что проведение IPO (первичного публичного размещения акций -- Ред.) на российских площадках дешевле. «IPO для российских площадок пока еще не является бизнесом, и поэтому тарифы минимальны -- порядка 60 тыс руб.», -- говорит один из представителей бирж. В то же время на Лондонской бирже проведение IPO стоит порядка 250 тыс фунтов стерлингов.
Кроме того, по словам г-на Грефа, правительство должно создать условия, чтобы максимум денег, которые привлекают предприятия, размещался на российском рынке. «Это полезно и для решения вопроса платежного баланса, и для развития нашего рынка, особенно с учетом того, что у нас с 1 января 2008-го процент отчислений в накопительную пенсионную систему составит вместо 4% уже 6%, и это очень серьезно расширит денежное предложение на российском рынке. И нам нужно будет обеспечить, чтобы деньги пенсионеров были поглощены полностью российским рынком, и обеспечить их положительную динамику, так, как это было в прошлом году, наверное, впервые, когда доходность по пенсионным накоплениям была выше инфляции».
Вера СИТНИНА