|
|
N°173, 21 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дорога без начала и конца
МПС собирается прирастать Европой и Азией
Руководство Министерства путей сообщения развило бурную деятельность по «удлинению» российских железных дорог -- в Европу и Азию одновременно. В ближайшее время будут «забиты костыли» сразу в нескольких, в том числе международных проектах.
В Европу российская «железка» будет продлена до Чехии. Уже подписан меморандум о строительстве логистического (информационного) и грузового контейнерного терминалов. Колея дойдет до станции Богумин, расположенной рядом с городом Острава, что недалеко от Праги. Дорога пройдет через Белоруссию, Украину и Польшу. Проект является частью глобального замысла МПС по транзиту грузов из Южной Кореи в Европу через территорию России.
В МПС объявили, что приступили к восстановлению полуразрушенной магистрали, проходящей через территорию КНДР и связывающей Южную Корею с Россией. В рамках того же проекта МПС собирается соединить Сахалин с материком, а затем дотянуть Транссиб и до Японии. Для этого необходимо построить два моста -- через Татарский пролив и Японское море. Альтернатива -- проложить по дну моря два тоннеля. Решение о том, что будет строиться -- мосты или тоннели, пока не принято. Зато, как сообщил вчера первый замминистра МПС Александр Мишарин, уже посчитано, что срок окупаемости проекта составит 17 лет, если соединить материк с Японией, и 35 лет -- если с Сахалином.
В беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» г-н Мишарин сообщил, что строительство железнодорожного перехода на Сахалин обойдется в 100 млрд рублей, то есть примерно 3,3 млрд долл. (см. интервью). Ранее спикер МПС Анатолий Яковлев по просьбе газеты «Время новостей» оценил инвестиции в чешский участок, включая строительство терминалов и прокладку дороги, в 300 млн долл. Стоимость восстановления Транскорейской дороги пока не разглашается, но г-н Мишарин уверен, что она окупится максимум за семь лет.
По словам г-на Яковлева, время при транзите грузов по Транссибу по сравнению с морскими перевозками сократится почти вдвое. Состав из Южной Кореи до Польши дойдет за 12,5 суток, до Финляндии -- за 10, до Германии -- за 15,5 суток, а до Санкт-Петербурга всего за 9,5 суток. МПС считает, что ему удастся перехватить грузы у морских перевозчиков. Однако г-н Мишарин признал, что власти Кореи, Китая и других азиатских стран, грузы из которых рассчитывают перевозить российские железнодорожники, вложили в развитие морского бизнеса немалые средства.
Свои проекты МПС намерено осуществлять в основном за счет заемных средств. «Привлекать инвестиции мы будем через банки, они уже в очередь выстроились. Деньги будем возвращать по мере окупаемости проекта», -- сказал г-н Яковлев. Транскорейский проект, по словам Александра Мишарина, обойдется «совсем недорого», поскольку «идет работа по урегулированию взаимных долгов между Россией, Южной Кореей и КНДР, и Южная Корея пойдет на то, чтобы часть российских долгов провести через программу». Он сообщил также, что доля МПС в чешском проекте «не будет превышать 10--15%». В МПС подчеркивают, что государственные деньги в программу вложены не будут.
В МЭРТ корреспонденту газеты «Время новостей» сказали: «По оценкам наших специалистов, окупаемость проекта развития Транссиба вызывает сомнения». У независимых экспертов тоже. «Пока финансовое состояние МПС непрозрачно, позволять ведомству начинать столь масштабный проект рискованно. Надо вначале понять, какие долги от этого возникнут», -- сказал газете «Время новостей» Сергей Алексашенко, член рабочей группы РСПП по реформе МПС.
Начальник отдела Бюро экономического анализа Александр Астапович не исключает, что долги МПС рано или поздно «повиснут на государстве».
Екатерина КАЦ