|
|
N°173, 21 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Молодость моя, фестивальная
В Ялте завершился всеукраинский фестиваль «Море друзей»
На Украине очень любят конкурсы молодых исполнителей эстрадной песни. Скажем, знаменитые украинские исполнители Таисия Повалий и Александр Пономарев вышли как раз из таких конкурсов. Жизнь многих молодых певцов на постсоветском пространстве проходит в вечных переездах с фестиваля на фестиваль: со «Славянского Базара» (витебского или киевского) на «Море друзей», с «Моря» на фестиваль имени Володимира Ивасюка (того самого, который написал песню «Червона рута») и т.д. Пока не попадет под крылышко продюсера. Или не попадет и будет ездить себе дальше. Как сказал лидер группы «Сябры» Анатолий Ярмоленко, «кто-то зарабатывает на жизнь шлягерами, а кто-то -- конкурсами».
«Море друзей» -- самое престижное украинское мероприятие, имеющее статус международного. В этом году фестиваль проводился в Ялте в седьмой раз. «Международный» с некоторых пор подразумевает участие артистов либо из бывших советских республик, либо из славянских стран. Сюда ездят белорусы, болгары, а также жители Кавказа и республик бывшего советского Востока. Самое интересное, что большинство участников настолько молоды, что не помнят Советского Союза, и для них Украина -- самая настоящая заграница. Организаторы сетуют, что мало участников из России, и просят «рассказать о нас в Москве». Наказ выполняем.
Отбор на «Море друзей» исключительно строг. Он проводится в три этапа, не считая предварительного прослушивания присланных фонограмм членами жюри. Ищут этаких «мистера» или «мисс Голос» -- это и является основной задачей фестиваля, хотя тенденции современной поп-музыки таковы, что при наличии сильной хитовой мелодии качество вокала оказывается не главным. Причем конкурс парадоксальным образом это и демонстрирует. Его участники обязаны спеть для начала песню на украинском языке. По словам организатора и идейного вдохновителя фестиваля, маститого советского композитора Николая Мозгового («Край, мiй рiднiй край»), «это обычная практика -- петь на языке той страны, в которой выступаешь». «Так всегда было в советское время. Ни к какому национализму это требование отношения не имеет», -- сказал композитор. Впрочем, жесткие языковые рамки подчас оборачиваются свободой в другом: украинские конкурсанты, не обделенные литературным талантом, попросту берут и пишут украинский текст на песню любимого западного исполнителя. Получается настоящий художественный изыск в виде Мадонны или Джорджа Майкла на украиньской мове. Кстати, пение западных шлягеров -- ход достаточно рискованный, если берется песня признанно голосистых Уитни Хьюстон или Мэрайи Керри. Оригинал всем хорошо известен, и сравнение может оказаться далеко не в пользу исполнителя.
Самое простое, что можно написать о таких конкурсах, что в поп-музыке вокал давно уже не главное. И это будет справедливо. Но, с другой стороны, конкурсы показывают наличие «вокального ресурса» и горластые, но безвестные студентики служат упреком безголосым, проплаченным артистам. Однако главная причина живучести конкурсов молодых исполнителей все же в другом -- в бюджете. Конкурсантам не надо ничего платить, а призовой фонд в любом случае меньше, чем гонорар звезды за одно выступление. Так что если грамотно выстроить фестивальную систему (телевидение--спонсоры--пресса--реклама), можно, даже не открывая новых звезд, жить довольно долго. Вспомните, кого сделала звездой знаменитая в советское время «Юрмала»? Одного Александра Малинина. А смотрела вся страна и много лет.
Александр БЕЛЯЕВ, Ялта--Москва