|
|
N°25, 14 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Слесарю -- кесарево
Руководителей новых донских муниципальных образований призвали не отказываться от полномочий
Губернатор Ростовской области Владимир Чуб пригрозил администрациям донских поселений урезать дотации, если они испугаются взять на себя всю полноту власти, которую им дает федеральная реформа местного самоуправления. И хотя Москва предоставила регионам право выбирать -- жить по-новому уже с 1 января 2006 года или взять отсрочку максимум на три года, на Дону считают, что откладывать реформу невыгодно.
Ростовская область одной из первых в стране подготовилась к затеянной Кремлем реформе местного самоуправления. В частности, всю область «порезали» на 400 с лишним мелких муниципальных образований, для закрепления границ которых пришлось дополнительно принять 55 областных законов. Еще семь областных законов потребовалось разработать для проведения выборов глав вновь образованных поселений. Затем собственно провести выборы, нанять на работу и хотя бы минимально обучить основам государственного управления 3320 новых чиновников. Все это, как объясняет Владимир Чуб, затевалось для того, чтобы «власть была ближе к людям», чтобы ради смены лампочки на уличном фонаре не приходилось, зачастую безрезультатно, обращаться в администрацию района или города. И если сейчас в Аксайском, Милеровском, Морозовском, Белокалитвинском районах Ростовской области главы поселений пытаются отказаться от части полномочий (благоустройство; тарифное регулирование; земельные вопросы и др.) в пользу вышестоящих органов власти, то их, по мнению г-на Чуба, за это надо наказывать рублем. Как минимум в размере расходов на содержание вновь принятых на работу поселенческих чиновников.
«Иначе зачем нам 3320 новых чиновников? -- риторически удивляется вице-губернатор Ростовской области Иван Станиславов. -- Конечно, мы сами призываем глав поселений осторожно делать первые шаги, но не да такой же степени!»
Кроме того, как выясняется, на чиновников поселений в Ростовской области возлагают еще одну очень важную миссию -- найти дополнительные резервы по наполнению бюджета своей территории. В областной администрации считают, что, когда чиновник поселения лично знает едва ли не всех выбравших его граждан, ему проще обнаружить неучтенную землю, имущество, с которого не платится налог, или предприятие, где зарплату платят «вчерную». По оценке вице-губернатора Ростовской области Ивана Станиславова, из-за непоставленного на учет недвижимого имущества, земельных паев местный бюджет ежегодно теряет не менее 100 млн рублей.
«Именно представители администрации местных поселений, когда им будет не хватать денег на обустройство детских, спортивных площадок, на уличное освещение, могут прийти и сказать: вот тут Петро не платит налог за свой шикарный дом, а тут у гостя из Ростова прячется от бюджета великолепная дача, -- поясняет Владимир Чуб. -- Конечно, люди могут терпеть и дальше, что на соседнем с ними предприятии зарплату выдают в конвертах, но тогда у них будут не очень чистые и светлые улицы».
По мнению донского губернатора, граждане теперь сами решают: добиваться того, чтобы зарплату в их поселении платили легально, а вместе с ней и 13-процентный подоходный налог, автоматически идущий в местный бюджет, или, к примеру, сбрасываться с каждого двора, чтобы навести на улице порядок. Областная администрация считает, что на местах лучше любого налогового инспектора и милиционера знают, какую и как платят зарплату.
Вообще донские власти намерены ужесточить борьбу с «зарплатой в конвертах» по всем фронтам. Например, ростовский губернатор потребовал от своих подчиненных включать в любую тендерную документацию в качестве обязательного критерия средний размер зарплаты за последний год. У кого она выше -- тому преимущества. «Недавно в Таганроге водители одного автобусного парка устроили забастовку из-за того, что их компания проиграла конкурс по распределению городских маршрутов, -- рассказывает губернатор. -- Я на пятый день забастовки между делом поинтересовался, какую зарплату получают водители, так отчаянно защищающие своего хозяина: думал, она ну никак не меньше 30 тыс. руб. в месяц, а оказалось, всего 3000 руб., в то время как конкуренты платят в несколько раз больше». Конечно, никто не сомневается, что шоферам неофициально доплачивают, и подобными предприятиями должны заниматься правоохранители, но донские власти хотят параллельно создать максимально некомфортные условия всем компаниям, продолжающим держать свою зарплату в тени.
«Когда-то мы при проведении тендеров требовали, чтобы у предприятий просто не было задолженности по зарплате, но это пройденный этап, -- говорит Владимир Чуб. -- Уровень жизни на Дону качественно изменился, теперь надо уже смотреть на размер зарплаты». «Это как с браконьерами, -- продолжает г-н Чуб. -- В трудные для страны времена мы их несильно трогали, понимая, что для многих людей это шанс выжить, решить свои проблемы. Но сейчас ужесточаем борьбу с браконьерством, поскольку появилось достаточное количество нормальных рабочих мест, с нормальными доходами».
Правда, надеясь на правоохранителей, власти Ростовской области в то же время считают, что именно администрации поселений должны помочь региону мобилизовать скрытые налоговые резервы. «Мне в декабре пришла квитанция на уплату налога с моего домовладения сразу за два года: 2004-й и 2005-й, -- рассказывает г-н Чуб. -- Это что же получается? В 2004 году главе Аксайского района, где у меня дом, мой налог был не нужен, и действительно зачем -- он за деньгами приходил ко мне как к губернатору и просил из резервного фонда». Областные чиновники полагают, что теперь администрации поселений будут к своим налоговым доходам относиться намного рачительнее.
Лариса НИКИТИНА, Ростов-на-Дону