|
|
N°24, 13 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бензиновый передел
ТНК-ВР и «Сибнефть» поборются за питерские АЗС
Не успело на прошлой неделе прозвучать заявление президента «Сибнефти» Александра Рязанова о намерении построить в Санкт-Петербурге от 30 до 50 АЗС, как подобные планы в минувшую пятницу проанонсировал исполнительный директор компании ТНК-ВР, пока вообще не представленной на розничном рынке северной столицы, Герман Хан. Правда, российско-британский холдинг хочет построить в городе еще больше заправок -- 60. Питерские нефтетрейдеры боятся, что это может привести к серьезному переделу местного бензинового рынка.
Руководители ТНК-ВР представляли губернатору Валентине Матвиенко бизнес-план деятельности компании в Петербурге. Холдинг собирается инвестировать 150 млн долл. в строительство сети из 60 АЗС в городе, в котором у ТНК-ВР сейчас есть лишь 15 участков под автозаправки, купленных в прошлом году (довольно крупная сеть «Славнефти», наполовину принадлежащей ТНК-ВР, не учитывается, так как, по некоторой информации, эти АЗС отойдут «Сибнефти»). Компания также хочет построить нефтебазу для хранения 30 тыс. тонн нефтепродуктов. «Очень важно, что компания будет поставлять бензин со своих заводов (вначале Ярославского, входящего в состав «Славнефти», а затем Рязанского, который сейчас находится на реконструкции. -- Ред.), а это гарантия качества, такая компания не будет «недоливать», -- заявила по итогам встречи г-жа Матвиенко. И сообщила, что у нее есть претензии к ряду местных трейдеров, от бензина которых «портятся двигатели».
Претензии г-жи Матвиенко к местным владельцам АЗС вкупе с ее словами о том, что приход ТНК-ВР «создаст реальную конкуренцию на этом рынке», насторожили городских трейдеров. Прежде всего потому, что Петербург не сможет в полной мере удовлетворить аппетиты сразу и «Сибнефти», и ТНК-ВР. В этом году на торги городские власти собираются выставить лишь 60 участков под строительство АЗС, т.е. меньше, чем хотят нефтяные холдинги. А ведь помимо них бизнес желают развивать и местные операторы, и крупные иностранные Shell и Neste Oil, уже владеющие в Петербурге крупными сетями. Неизбежно нефтяные гиганты будут вытеснять с рынка местных операторов. Прецедент уже был -- ЛУКОЙЛ в декабре 2004 года купил сеть из 37 АЗС у местной компании «Балт-Трейд». На очереди может быть Петербургская топливная компания, менеджеры которой, правда, утверждают, что пока продавать ее не собираются. «Если кто-то в Москве примет решение о том, что ему нужен «кусок пирога» в Питере, то так и будет», -- не сомневается представитель одного из мелких городских нефтетрейдеров. Он напоминает, что тот же ЛУКОЙЛ в прошлом году хотел приобрести выставленные на продажу 30 участков только оптом и добился своего -- лот достался ему.
Президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин говорит, что все «территории, где экономически целесообразно построить станции, уже освоены». «Количество участков, нужное ТНК-ВР и «Сибнефти», можно найти, -- полагает он, -- но они будут рядом с ныне существующими АЗС, таким образом, власти будут придерживаться политики укрупнения. А потребителю не нужно такое огромное количество станций».
==========================================
Смольный готов пойти на уступки "Сибнефти" для ее перерегистрации в Санкт-Петербурге, сообщила в субботу Валентина Матвиенко. По ее словам, город может внести в законодательное собрание Петербурга законопроект, согласно которому часть налогов, уплачиваемых "Сибнефтью", будет возвращена компании в виде субсидий на внутригородские инвестиционные проекты. "Мы можем предоставить такую льготу. У меня сохраняется оптимизм по поводу исхода наших переговоров", -- отметила г-жа Матвиенко. ИНТЕРФАКС
Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург