|
|
N°173, 21 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Трубка» войны
Теракты в Америке взвинтили биржевые котировки компаний связи
Трагедия заставила американцев изменить свои привычки. Теперь они меньше путешествуют и больше разговаривают по телефону, а корпорации активно пользуются услугами видеосвязи. В результате падающий в целом американский рынок (за прошедшую неделю биржевой индекс Dow Jones рухнул почти на 9%, а система торгов NASDAQ провалилась на 10%) разделился теперь на тех, кто упал особенно «больно», и тех, кто испытывает неожиданный -- иногда даже бурный -- рост.
Больше всего, что и понятно, пострадали страховые и авиакомпании, непростые времена переживают также производители авиатехники и туристические агентства. Так, компания Boeing вчера объявила о намерении уволить до 30 тыс. сотрудников. За неделю после терактов она, согласно биржевым котировкам, подешевела на целую четверть.
На другом полюсе оказались компании связи. Американцы стали домоседами, а если уж приходится куда-то ехать, то предпочитают наземные виды транспорта. Встречаются они теперь реже, а потому восполняют недостаток общения звонками по обычным телефонам, мобильникам и видеосвязи. Возможно, на многих неизгладимое впечатление произвело то, что именно «мобильники» оказались единственным средством общения для гибнувших в самолетах, а также средством спасения для погребенных под развалинами Всемирного торгового центра. Так или иначе все это тут же отразилось на акциях телекоммуникационных фирм. Из тех, котировки которых учитываются при расчете финансового индекса Dow Jones Industrial Average, наибольший рост продемонстрировали операторы обычной телефонной связи SBC Communications (3,77%) и AT&T (3,25%), что на фоне общего падения является впечатляющим показателем.
Но подлинный всплеск переживает сегодня рынок мобильной связи. По словам аналитика инвестиционной компании «Тройка Диалог» Тома Адсхеда, сейчас на Западе существует огромный спрос на трубки. «Я сам купил свой первый мобильный телефон после взрыва бомбы в Лондоне», -- сказал он газете «Время новостей».
Рост биржевых котировок составил до 15% для американских операторов мобильной связи, а лидеры по производству трубок -- американская Motorola и финская Nokia -- подорожали соответственно на 14,5% и 28,4%.
Впрочем, этот всплеск -- временное явление, считает начальник аналитического отдела инвесткомпании «Проспект» Александр Корчагин. По его словам, этот рынок достаточно насыщен -- почти у всех и так уже есть мобильники.
Корпоративная же Америка присматривается к новому способу общения -- посредством видеоконференций в основном на базе Интернета. Как утверждает Айра Вайнстайн из C-Tech Consulting, раньше видеоконференции были не слишком популярны в корпоративной среде из-за страсти руководителей к перелетам. После терактов, по оценке The Wall Street Journal, компании стали пользоваться услугами видеосвязи на 10--50% активнее. А акции компаний видеосвязи пережили невиданный для них рост в 13--48%. Правда, перспективы коммуникации такого рода пока не столь радужны, как текущие биржевые котировки. Основное препятствие на пути этой технологии -- необходимость высокоскоростного доступа в Интернет, который распространен не слишком широко даже в Америке. Кроме того, через видеосвязь нелегко найти новых партнеров по бизнесу. Удел видеокамер -- общение между уже знакомыми людьми.
Роман ДОРОХОВ