|
|
N°24, 13 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Точечные удары
Берлинский кинофестиваль -- без сюрпризов
У многих кинофестивалей есть общий порок: они хотят казаться чуть больше, чем они есть на самом деле. Страдает им Москва, страдает и Берлин. Отсюда чрезмерная помпезность, раздутость конкурсной программы, шумиха вокруг фильмов, внимания не заслуживающих.
В Берлинском конкурсе обычно показывают около 20 картин (в этом году -- 19). Многолетняя практика показывает, что из них две-три бывают хорошими, еще две-три -- неплохими, остальные -- никакими. Боюсь, как бы баланс этого года не оказался еще более плачевным. Во всяком случае откровений прошлогоднего Берлинале -- а ведь тогда в конкурсе были «Прогулка по Марсову полю» Робера Гедигяна и «Капризное облако» Цая Мин-Ляна -- ожидать едва ли приходится.
О плачевном открытии -- «Снежном торте» Марка Ивенса -- писать уже приходилось. Датское «Мыло» дебютантки Перниллы Фишер Кристенсен смотрится несколько занимательнее. Барышня средних лет, не лишенная привлекательности, бросает своего бойфренда и снимает квартиру по соседству с ранимым трансвеститом, от которого отрекся отец. Между ними устанавливается духовная связь, не перерастающая в физическую только потому, что «Вероника» простодушно делится со своей новой подружкой подробностями операции по перемене пола, о которой она мечтает в свободное от древнейшей профессии время. Осознав бесперспективность подобных отношений, героиня возвращается к бойфренду, который хоть и бьет, да любит. Самое смешное, что в рамках Берлинале фильм на подобный сюжет уже давно выглядит не экзотикой, а самым что ни на есть мейнстримом. Актеры старательно играют чувства, но нетрадиционная ориентация не спасает картину от традиционных банальностей мелодраматического жанра.
Разочаровал и «Новый мир» -- четвертый полнометражный фильм почти гениального американского затворника Теренса Малика («Пустоши», «Дни жатвы», «Тонкая красная линия»), показанный в основной программе вне конкурса. Малик не зря завоевал репутацию едва ли не последнего режиссера, умеющего снимать людей как часть природы. Его фирменные планы -- человек, затерявшийся в высокой траве, -- есть и в этой истории об английских поселенцах, прибывших в Новый Свет в начале XVII века, но исполнитель главной роли Колин Фаррелл выглядит ряженым (впрочем, ему не привыкать -- вспомните его в роли Александра Македонского), а девственная природа подозрительно напоминает укромный уголок Централ-парка в Нью-Йорке.
«Элементарные частицы» Оскара Роллера по роману Мишеля Уэльбека оправдали ожидания хозяев фестиваля лишь частично. Перевод на немецкий язык резко утяжелил романтический цинизм французского писателя, добавил излишне щедрую порцию «психологии» и «отношений», так что экранную пару Кристиана Ульмена и Франки Потенте трудно назвать удачей. Зато потрясающий Мориц Бляйбтрой в роли сексуально закрепощенного и психически нестабильного Бруно адекватно переносит на экран отчаянный юмор Уэльбека. Бляйбтрой и его партнерша Мартина Гедек пока что очевидные претенденты на призы за лучшие роли.
А самым приятным впечатлением конкурса стала скромная, камерная, равная самой себе драма дебютантки Ясмилы Жбанич «Грбавица» (это большой район Сараево, за который велись ожесточенные бои между сербами и боснийцами во время блокады города). Война в прошлом, но ее последствия отравляют настоящее. Главная героиня рассказывает своей дочке, что ее папа погиб в войне с сербами. Но когда в школу нужно принести справку о геройской смерти, чтобы получить скидку на автобусную экскурсию по Европе, мама по неясной до самого душераздирающего финала причине тянет резину и предпочитает заплатить полную сумму. На этом нехитром, но прочном сюжетном крючке строится настоящая, богатая нюансами драма, поставленная с неожиданным для молодого режиссера мастерством.
Из еще не показанных фильмов конкурса самыми перспективными кажутся «Невидимые волны» тайца Пен-ека Ратанаруанга, «Дорога на Гуантанамо» Майкла Уинтерботтома и «Офсайд» титулованного иранца Джафара Панахи. Об этих и других картинах читайте в следующем репортаже вашего корреспондента.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Берлин