|
|
N°130, 21 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
США разжали кулак
Торговля с КНР будет не только нормальной, но и постоянной
Сенат США принял законопроект о предоставлении КНР статуса «постоянных нормальных торговых отношений» (ПНТО). Раньше режим «нормальных торговых отношений» (или, как его еще называют, «наибольшего благоприятствования») для Пекина рассматривался в сенате ежегодно. Отныне Китай будет избавлен от унизительного и дискриминационного ритуала копания в его внутренней политике, проводившегося каждое лето парламентариями и правозащитниками. Родившаяся в конце 1970-х, эта процедура в наши дни выглядела как очевидный реликт эпохи «холодной войны». Перспектива качественного улучшения американо-китайских экономических связей на фоне ожидаемого не позднее начала 2001 года вступления Китая в ВТО обещает серьезно повлиять на общую атмосферу в Азиатско-Тихоокеанском регионе, сделав ее более мирной и конструктивной.
Решение сената стало очевидной победой президента Билла Клинтона, который уламывал парламентариев нормализовать торговые отношения с Китаем на протяжении всего года. Ожидания больших прибылей от доступа на рынки друг друга заставило Пекин и Вашингтон найти выход из кризиса в двусторонних отношениях, начавшегося из-за трагедии в мае 1999 года, когда ВВС США разбомбили посольство КНР в Белграде. Президент США не преминул напомнить сенаторам, что в обмен на членство в ВТО «Китай откроет свои рынки американским товарам -- от пшеницы до автомобилей и консультационных услуг». «Даже не перемещая туда фабрики, мы сможем продавать там намного больше товаров», --заверил он. Однако аналогичные преимущества получат и китайцы, заинтересованные в расширении сбыта в США своего дешевого ширпотреба. Протесты американских профсоюзов о грядущей безработице в текстильной отрасли услышаны не были.
Но как быть с правами человека, на защиту которых во всемирном масштабе претендует Америка? Парадоксально, но доклад госдепа о росте нарушений прав человека в КНР был использован как аргумент против увязки ПНТО с этим вопросом. Логика такова: раз уж два десятилетия таких обсуждений не сделали Китай демократической страной, то пришло время действовать иными методами. Клинтон успокоил сенаторов, что поддержка статуса ПНТО не станет предательством американских ценностей, -- просто они будут насаждаться не через политику, а через экономику. Президент предрек быстрый закат китайского госсектора под давлением конкуренции, что «уменьшит роль правительства в повседневной жизни людей». «Это усилит в Китае позиции тех, кто борется за улучшение условий труда, чистую окружающую среду, права человека и верховенство закона. Я верю, что Америка обретет в Китае большее влияние с рукой, протянутой для рукопожатия, нежели чем со сжатым кулаком».
Реализации достигнутых соглашений в повседневной жизни с нетерпением ожидает не только американский бизнес, но и китайский «средний класс» -- многим давно уже хочется по сходной цене купить детройтский автомобиль, посмотреть голливудский фильм, слопать сочный флоридский апельсин, положить сбережения в местный филиал надежного банка с Уолл-стрит. Одновременно миллионы китайских рабочих и крестьян будут обречены на безработицу -- такова неизбежная цена обмена «достижений социализма» на плоды экономической глобализации.
Избавив себя от регулярных дебатов о Китае, американские парламентарии заполучили кучу свободного времени. Есть подозрения, что они пожелают использовать его для разбирательств по поводу России. Республиканцы палаты представителей только что выпустили скандальный доклад «Путь России к коррупции», упрекающий демократов за внешнеполитическую бездарность: «Администрация Клинтона за восемь лет растранжирила десятки миллиардов долларов на Россию, и теперь отношения Москвы и Вашингтона лежат в руинах, их характеризует все возрастающая враждебность, расхождение в оценках международной ситуации». Сближение России и КНР расценивается в документе как внешнеполитический провал Клинтона -- в глазах республиканцев это все равно как если бы после восьми лет осуществления «плана Маршалла» общественное мнение и политика стран Западной Европы стали бы антиамериканскими. Не исключено, что теперь скандальные заседания о коррупции в России окончательно вытеснят из повестки дня американского парламента «китайский вопрос».
Александр ТИМОФЕЕВ