|
|
N°23, 10 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Догремел
Евгений Кисин наконец получил главную музыкальную награду
В разделе сольной виртуозности жюри премии «Грэмми» более всех оценило пианиста Евгения Кисина (на снимке). На премию в академической номинации «Лучшее сольное исполнение» также выдвигался Максим Венгеров, но в этот раз проиграл. Понимающий да предполагал, что так и будет. Во-первых, Венгеров «Грэмми» уже получал. Во-вторых, репутация Кисина гораздо серьезнее. Он уже номинировался и вот наконец получил «граммофон» вслед за другими действующими и бывшими россиянами, снискавшими такой же в последние годы, -- Михаилом Плетневым, упомянутым Венгеровым, Мстиславом Ростроповичем, Российским национальным оркестром с Михаилом Горбачевым в роли сказочника, Гидоном Кремером со своим совсем не российским оркестром «Кремерата Балтика».
Евгений Кисин -- россиянин с известной долей условности (так же как Марина Домашенко, которую в России совсем не знают, -- в числе прочих она получила «Грэмми» за вердиевского «Фальстафа»). Но для публики Кисин, кажется, самый родной. Лет 15--20 назад он был не просто вундеркиндом -- настоящим гением. На его первый сольный концерт в зале Гнесинской школы-десятилетки (кажется, Кисину было лет двенадцать, он играл Шопена) собралась вся Москва, люди свешивались из окон и все как один плакали. Он уехал из России в Америку в 1990-м, точнее, спасая от армии, его вывезли мама и школьный педагог Анна Павловна Кантор (других у него так и не было, и для нее самой Женя постепенно превратился из главного в единственного ученика). Впервые Кисин появился в Москве в 1997-м, когда его освободили от призыва правительственным указом. Потом он несколько раз играл в Москве -- в Консерватории, на Красной площади, на «Декабрьских вечерах». Тут обнаружилось, что маленький гений вырос в громадного виртуоза, причем весьма необычного по нынешним временам склада -- не глянцевого, но и не аналитического, не интеллектуального, но и не откровенно романтического. Скорее обобщенно традиционного и слегка даже пугающего. Впрочем, западная аудитория была об этом уже осведомлена. А теперь премировала кумира, открывшего ей Скрябина, Метнера и Стравинского.
Академических «граммофонов» удостоились также «Песни невинности и опыта» Уильяма Болкома (дирижер Леонард Слаткин), причем в трех номинациях («Лучший альбом», «Лучшее хоровое исполнение» и «Лучшая современная композиция»), 13-я симфония Шостаковича в исполнении Симфонического оркестра баварского радио с дирижером Марисом Янсонсом и мариинским солистом Сергеем Алексашкиным, Концерты Бетховена (2-й и 3-й) с Мартой Аргерих и дирижером Клаудио Аббадо, Квартеты Мендельсона в исполнении струнного квартета «Эмерсон», которым проиграла юбилейная запись Квартета имени Бородина.
Угадывать, кому дадут очередной «граммофончик» в поп-номинациях, в последние годы оказывается несложно. Кому давали в прошлые разы, тот и в этом году обойден не будет. Сюрпризов вроде исторической победы джаз-леди Норы Джонс не случается. Самую большую охапку премий отхватили ирландские рокеры и борцы против бедности U2 -- таким образом, в их коллекции уже 20 (!) «граммофончиков». Вот и сейчас квартет вновь собирал урожай: прошлогодний How To Dismantle An Atomic Bomb был в числе прочего отмечен и как «альбом года». «Запись года» (т.е. лучшую песню) сделали Green Day -- награды удостоился их опус Boulevard of Broken Dreams, довольно старая песня из альбома American Idiot, который особо впечатлительные натуры называют «первой панк-оперой». Повзрослевших и посерьезневших Green Day не могли не оценить в свете политической конъюнктуры (то есть иракских событий). Интересно, что жюри отметило достаточно амбивалентный «Бульвар», не заметив среди творческих свершений группы более прямолинейное высказывание на эту тему (к тому же более новый сингл) Wake Me Up Before September Ends.
Другими фаворитами церемонии стали ветеранша Мэрайа Керри и совершенно непривычные к такому делу новички Джонни Ледженд («Лучший новый артист», «Лучший альбом в жанре R&B» и «Лучший мужской R&B-вокал»), Элисон Краусс (участница тамошней «Фабрики звезд» оказалась обладательницей «Лучшего женского вокала в поп-музыке») и очень модный ныне рэпер, автор главных за последние годы альбомов-бестселлеров хип-хоп-жанра Кенни Уэст.
Зато разыгрывается шоу все веселее и веселее. В этом году концертная часть началась с настоящего сюрприза -- выступления музыкальной команды, которой вообще-то не существует, а именно -- международного проекта Gorillaz, ведомого лидером знаменитой брит-поп-группы Деймоном Албарном. Второй альбом рисованных человечков весь год хорошо себя чувствовал в американских чартах, а их песня Feel Good Inc была выдвинута в категории «Запись года». На шоу нарисованные человечки предстали в виде 3D-анимации на большом экране, сопровождали их вполне настоящие коллеги из рэп-группы De La Soul. Эстафетную палочку перехватила Мадонна, представившая последний сингл Hung Up. Затем на сцене появились Coldplay (с хитом Talk) и U2, позвавшие соул-диву Мери Джей спеть с ними балладу One (1991).
Выдвинутый Пол Маккартни не получил ничего, зато спел Yesterday вместе с нью-металлической группой Linkin' Park и знаменитым рэпером Джеем Зи. Идея эта не такая ненормальная, как может показаться. Смысл в том, что в свое время все трое -- битл, металлисты и рэпер -- оказались соединенными благодаря жанру mash (совмещение двух песен в одной). Несколько лет назад в Сети плавал так называемый Grey Album -- монстр, полученный путем скрещивания битловского «Белого альбома» с диском Black Album Джея Зи. А пару лет назад песню Джея Зи Encore смешали с Numb, творением Linkin' Park, причем получившийся Numb/Encore оказался вполне жизнеспособной химерой, даже более знаменитой, чем исходные произведения. Так что рэп-металлический Yesterday, за который лет десять назад голову бы оторвали, сегодня представляется вполне симпатичной идеей. Впервые выступающий на «Грэмми» Пол Маккартни перед последним номером своей недлинной программы (начатой новой песней Fine Line) с присущей ему иронией заметил: «Ну, раз я наконец-то прошел прослушивание на «Грэмми», то теперь будет рок!» И, взяв свой знаменитый еще с битловских времен бас «Хофнер», заиграл Helter Skelter.
Полной неожиданностью стало выступление фанк-легенды Слая Стоуна -- музыканта, разменявшего седьмой десяток, классика из тех, про которых говорят: «А он что, жив?» Не выступавший с 1993 года Слай (которому поклонялись все -- от джаз-роковых басистов до группы Red Hot Chilli Peppers) поразил аудиторию серебряным костюмом, яркими волосами и неуемной энергией. Почтеннейшей публике он спел I Want To Take You Higher.
Когда-то устроители «Грэмми» предпочитали развлекать публику не ветеранами, а молодежью: например, в начале 90-х ей представили двадцатилетнего юношу из России, объяснив, что, по мнению «грэмми-академиков», он подает самые большие надежды. Молодое дарование звали Евгений Кисин. А надежды академиков иногда сбываются.
Юлия БЕДЕРОВА, Александр БЕЛЯЕВ