|
|
N°23, 10 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ремейк культового рекорда
Одиночный полет вокруг света под угрозой срыва
Стив Фоссет, миллионер и знаменитый путешественник, идет на очередной рекорд. Взлетев в среду на легком самолете GlobalFlyer с мыса Канаверал во Флориде, он намерен перекрыть все известные достижения дальности безостановочного полета для авиации «малых форм». По плану GlobalFlyer должен пробыть в воздухе более 80 часов, обогнуть земной шар с запада на восток, не приземляясь пройти над восточным побережьем Северной Америки, опять перелететь через Атлантику и приземлиться в Великобритании. Длина маршрута должна составить более 41 тысячи километров.
В случае успеха Фоссет побьет рекорд, установленный еще в 1986 году, когда Дик Рутан и Джиэнна Йегер успешно завершили беспосадочный кругосветный маршрут, пролетев 40,2 тыс. километров на самолете «Вояджер». Но этот рекорд был установлен двумя пилотами, которые в процессе полета могли подменять друг друга. 61-летний Фоссет задался целью проделать этот гигантский путь в одиночку. Другими словами, ему придется постоянно вести самолет, а перерывы на краткий сон будут составлять всего несколько минут. Но миллионеру не привыкать -- это уже не первый его сверхдальний полет, хотя столь длительного путешествия на самолете в его послужном списке пока еще не было.
А еще в марте прошлого года казалось, что мистер Фоссет полностью исчерпал себя как путешественник. Тогда он на таком же самолете GlobalFlyer в одиночку без посадок и дозаправок обогнул земной шар, преодолев за 67 часов 37 тыс. километров. Большего невозможно было и пожелать: в конце концов, Земля -- не такая уж большая планета, и кругосветка всегда считалась пределом для всех путешественников. Конечно, особо выдающиеся мореплаватели эпохи географических открытий бывало за карьеру и несколько раз обходили вокруг земного шара, но в данном случае количество оборотов не имеет большого значения.
Для самого Фоссета, кстати, эта кругосветка тоже была не первой: в июле 2002 года миллионеру-эксцентрику удался первый в истории облет Земли на воздушном шаре. Стартовав в Австралии, он на наполненном гелием монгольфьере «Дух свободы» пересек Тихий океан, Южную Америку, Атлантику и Индийский океан и удачно приземлился на Зеленом континенте. В этой истории больше всего поражает упорство воздухоплавателя: выполнить задуманный полет путешественнику удалось лишь с шестой попытки. Фоссета просто преследовали неудачи: он падал в море, приземлялся на сушу, а один раз ему удалось преодолеть почти три четверти пути -- без малого 23 тыс. километров, но шар рухнул на воду в Тихом океане. Любопытно, что в шестой, удачный раз, маршрут Фоссета длиной в 31 тыс. километров пролегал практически в тех же краях, где путешествовали герои романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта».
После этих двух блестящих достижений нынешнее путешествие Фоссета смотрится как современный ремейк классического кинофильма. Спецэффекты круче, бюджет выше, режиссер моднее, актеры позвезднее, пиар-поддержка на наилучшем уровне... Да, 41 с лишним тысяча километров -- это побольше, чем прошлогодние 37 тыс., это даже длиннее земного экватора. И в случае успеха у Фоссета будет новый -- почти невероятный -- рекорд длительности беспосадочного одиночного перелета. Однако классический статус так и останется, пожалуй, за его прошлогодней кругосветкой. Точно так же, как мы до сих пор гордимся легендарным полетом экипажа Валерия Чкалова на Ант-25 из СССР в Канаду через Северный полюс. И куда менее известно, что через несколько дней экипаж под командованием другого великого русского летчика -- Михаила Громова -- на таком же самолете побил чкаловское достижение, пролетев аналогичным маршрутом.
По последним сведениям, в четверг вечером стало ясно, что у Стива Фоссета возникли серьезные проблемы. При взлете с мыса Канаверал GlobalFlyer по какой-то причине потерял около 340 литров горючего. На оставшемся в баках топливе, по предварительным расчетам, миллионер до Британских островов может и недотянуть. Однако пророчить Фоссету провал пока рано. Во время предыдущего полета у него возникали аналогичные проблемы: когда GlobalFlyer находился над Японией, расчеты показывали, что на перелет через Тихий океан горючего не хватит. Но Фоссет, используя попутный ветер, все-таки дотянул до Америки. Не исключено, что и на этот раз упрямому путешественнику повезет с погодой.
Владимир ДЗАГУТО