Время новостей
     N°23, 10 февраля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.02.2006
Пищевые добавки
Дума сочинила новую версию закона "О рекламе"
Госдума рассмотрит сегодня во втором чтении новую редакцию закона «О рекламе». Как сказал вчера журналистам спикер палаты Борис Грызлов, документ жестко регламентирует эту область деятельности, в частности, вводит ограничения на рекламу так называемых «зонтичных брендов» (когда, например, под видом минеральной воды или журнала рекламируется водка). Однако при этом, по мнению спикера, «реклама остается двигателем прогресса».

Вице-спикер Госдумы Владимир Катренко рассказал о том, что на подготовку законопроекта в его нынешнем виде ушло полтора месяца. «В результате удалось создать сбалансированный документ, который отвечает требованиям бизнес-сообщества, граждан и интересам государства. С принятием законопроекта Россия приблизится к тому, чтобы отвечать европейскому уровню законодательства о рекламе», -- считает г-н Катренко.

Законопроект, в частности, содержит норму, запрещающую рекламу в дни траура. Кроме того, устанавливаются новые ограничения на рекламу в телевещании. Таким образом, в 2006--2007 годах в течение часа рекламное время не должно превышать 20%, а один рекламный блок должен длиться не более четырех минут. По новому закону реклама не может занимать более 15% эфирного времени на телеканале.

Документ также устанавливает ограничения на рекламу отдельных видов товара. Особенно жестко законодатели обошлись с рекламой алкогольной, табачной и фармацевтической продукции. К примеру, согласно законопроекту реклама лекарств «не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения здоровья человека в результате применения объекта рекламирования». Кроме того, такая реклама «не должна содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья», а также «способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования».

Законодательные рамки сомкнулись и над биоактивными добавками. Как отметил Владимир Катренко, закон запрещает внушать человеку мысль о том, что та или иная добавка ему необходима. Отныне пищевые добавки не смогут рекламировать «люди в белых халатах», а также знаменитости и дети.

Новая редакция закона сохраняет массу ограничений на рекламу алкоголя и табачных изделий. Кроме того, законодатели решили прописать, что реклама не должна осуждать воздержание от употребления алкогольных напитков и табака».

Отдельная глава документа посвящена защите от недобросовестной рекламы несовершеннолетних. Вот норма, которая наверняка понравится родителям маленьких детей, особенно если ее удастся воплотить в жизнь: «не допускается реклама, в которой содержится побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или иных лиц приобрести рекламируемый товар». Законодатели позаботились не только о кошельках родителей, но и о душевном равновесии особо ранимых детей и подростков, решив не допустить «формирования у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью». Также депутаты запретили «создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное отношение перед сверстниками»

Проконсультировавшись с психологами, авторы законопроекта разрешили ставить рекламу только в начале и в конце детских теле- и радиопередач -- оказалось, для детской психики особенно вредно, когда рекламная пауза приходится на середину передачи.

Кроме того, законодатели постановили, что при трансляции рекламы на радио и телевидении уровень ее звука не должен превышать средний уровень звука прерываемой передачи.

Рекламировать что-либо по телефону или факсу теперь можно будет только с согласия абонента, в то время как метод автоматического дозванивания не допускается. Если же абонент перешел на повременную оплату телефона, время на прослушивание рекламы будет вычтено из стоимости услуг.

Кроме того, документ позволяет муниципалитетам влиять на размещение наружной рекламы. В случае если рекламная конструкция используется не в целях рекламы, муниципалитет имеет право ее убрать, отметил вице-спикер Госдумы Владимир Катренко. В блок о наружной рекламе были включены предложения ФСО, ФСБ и МВД России. По мнению представителей этих ведомств, для размещения рекламы категорически нельзя использовать автомобильные дороги -- причем как в попутном, так и в обратном движению автотранспорта направлениях.

Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА