|
|
N°173, 21 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вернись, я все прощу
Виктор Геращенко предложил амнистировать «беглые» капиталы
Председатель Банка России Виктор Геращенко выступил вчера с сенсационным предложением -- амнистировать капиталы, покинувшие Россию в обход валютного и налогового законодательства. Банкир считает, что вернувшиеся миллиарды плодотворно заработают на благо «российского общества».
Идея амнистии впервые поддержана в России на столь высоком уровне. До сих пор ее пропагандой занимались преимущественно депутаты Госдумы. Деловые круги восприняли предложения г-на Геращенко с энтузиазмом. Представители исполнительной власти относятся к инициативе банкира прохладно и дают понять, что серьезных приготовлений к амнистии никто не ведет.
Возвращение капиталов в Россию уже началось: два последних квартала поступления валюты в страну превышают объемы экспортной выручки. Г-н Геращенко считает, что деньги возвращаются, поскольку «ситуация в России устоялась», а «условия меняются, становятся более справедливыми». Амнистировать бежавшие от несправедливости капиталы стоит, по мнению банкира, хотя бы потому, что «в основном вывозом капитала за рубеж занимались крупные компании, которые делают 60% экспорта страны».
Готовность г-на Геращенко простить нарушителей валютного законодательства -- большая неожиданность. Тем самым Банк России расписывается в ошибочности собственной политики жестких административных ограничений на валютном рынке, указывает глава департамента внешнего долга Минфина Андрей Черепанов.
Г-н Геращенко не стал вчера конкретизировать механизмы амнистии. Один из возможных вариантов описывает глава бюджетного комитета Госдумы Александр Жуков. Он предлагает принять закон, который позволит собственникам «беглых» капиталов вернуть деньги в Россию, заплатив государству 13% подоходного налога. Вся операция должна завершиться до 1 февраля 2002 года, когда вступит в действие закон о борьбе с легализацией преступных доходов.
Объем осевших на Западе русских капиталов экономисты оценивают по-разному -- от нескольких десятков до сотен миллиардов долларов. Прогнозировать, какая часть этих денег вернется в Россию, не берется никто.
«В сегодняшней ситуации от этого (предложений г-на Геращенко -- Ред.) может быть большой плюс», -- говорит главный экономист ИК «Тройка Диалог» Олег Вьюгин. В России сложились целые секторы экономики (например, розничная торговля), в которых накоплены большие капиталы. «Они готовы инвестировать, но сначала им необходимо легализовать источники инвестиций», -- констатирует г-н Вьюгин.
«Эта акция может оказаться очень эффективной именно сейчас, потому что инвестировать в Россию выгоднее, чем вкладывать в охваченную кризисом Западную Европу и Америку», -- утверждает аналитик банка «Зенит» Алексей Третьяков.
Легализация может стимулировать рост фондового рынка. «Консолидация активов на балансах самих компаний, а не в различных офшорах повысит привлекательность российских акций, -- полагает г-н Третьяков. -- А российские банки смогут нарастить ресурсную базу и успешнее противостоять экспансии иностранных конкурентов».
Правда, г-н Вьюгин сомневается в том, что отечественные банки в состоянии «переварить» свалившееся на страну богатство. Эту проблему способна решить другая готовящаяся Центробанком мера. По сведениям газеты «Время новостей», ЦБ разрабатывает положение об открытии в России филиалов иностранных банков. «Если это действительно произойдет, многие проблемы банковской системы отпадут сами собой», -- соглашается экономист.
Зампред правления Росбанка Михаил Алексеев предостерегает от «примитивной» амнистии. «Условия возврата нелегально вывезенного капитала могут и должны укладываться в существующее правовое поле», -- говорит он. Новые правила игры следует выработать путем переговоров в рамках специальной комплексной программы. «Возврат капитала должен быть взаимно выгоден государству и тем, кто может его вернуть», -- считает банкир.
Аппаратная борьба за амнистию не будет для Центробанка простой. В Минфине, правительстве и администрации президента противники этой идеи пока в большинстве. «Каким бы ни было законодательство, его нужно выполнять, а амнистия -- это по существу поощрение нарушителей закона», -- говорит г-н Черепанов из Минфина. -- Ничего путного из этого не выйдет: если кто-то увел из страны деньги и до сих пор не воспользовался схемами их возврата, никакая амнистия не поможет». У правительственных либералов другие рецепты экономического чуда. «Правильнее совсем отменить нынешние валютные ограничения, тогда и сам бизнес станет чище», -- предлагает г-н Черепанов.
Владимир ФЕДОРИН