|
|
N°23, 10 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Простокваша из порошка
Правительство заслушало министра сельского хозяйства
«Черной дыры» больше нет. К такому оптимистичному выводу пришли министры, губернаторы и другие радетели отечественного сельского хозяйства, принявшие вчера участие в заседании правительства на тему "как жить АПК в ближайшие три года".
Нынче наш натуральный продукт от земли может и должен стать прибыльным. Премьер Михаил Фрадков таким буквально его и видит. «Уровень АПК очень высокий, - утверждает он. -- Отрадно, что туда потянулись и бизнес, и молодежь». Премьер готов, по его словам, потратить на село денег, «сколько можно», «сделать АПК высокопроизводительным». «Если такую задачу ставят западники, почему мы это не можем сделать?! Никоим образом не превращая в «черную дыру», -- подчеркнул г-н Фрадков. И добавил, что «село не случайно стало национальным проектом».
Разбирающихся в сельском хозяйстве на вчерашнем заседании оказалось примерно столько же, сколько и в отечественном футболе: «вся страна -- специалисты». Министры с большим воодушевлением делились личным опытом потребления российских продуктов. С ноу-хау выступил министр экономического развития Герман Греф. Он предложил оказать государственную поддержку экспорту отечественного вина в Индию и Китай. Первую пробную партию, состоящую из двух ящиков нашего напитка, министр привез собственноручно в Дели, где индийские товарищи с удовольствием вино его продегустировали и похвалили. Вот и загорелся г-н Греф идеей искать рыночную истину в российском вине.
Вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов, как и положено солдату на посту, искал истину не в спиртных напитках. И пришел к печальному выводу: «В России нет молока». Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев вынужден был согласиться с этой печальной оценкой. Он привел в пример Финляндию: «Я обнаружил, что у них молоко по техническим регламентам не может называться молоком, если в нем присутствует хотя бы один процент порошка. А у нас и кефир, и простоквашу умудряются делать из порошка», -- пояснил он. Чтобы избежать такого подлога, министр предложил наконец и в России принять технические регламенты для продтоваров, включая и мясо.
«Сельское золото» -- зерно -- также вызывает самые серьезные опасения г-на Гордеева. Он прогнозирует рост цен на этот жизненно важный продукт в нынешнем году. «Наш прогноз неутешительный, -- заявил министр. -- С учетом холодов потери 30% озимого сева и других факторов». Однако, несмотря на замерзающий будущий урожай, г-н Гордеев активно лоббировал правительственную поддержку экспорта отечественного зерна. «Вместо того чтобы выстроиться «свиньей» вместе с бизнесом и идти пробивать мировые рынки, -- сказал он, -- мы выпускаем 30 бизнесменов, с которыми поступают, как с кроликами». В то время как США, Австралия и Канада имеют несколько номинированных компаний, которые пользуются поддержкой в виде госкредитования.
Животноводческие сравнения, судя по всему, согрели душу членам кабинета, и они в целом министра Гордеева поддержали. Г-н Греф даже отметил, что в конкурсе отчетных докладов сельскохозяйственный занял почетное второе место (видимо, первое выиграл мэртовский). Тем не менее главный экономист посоветовал перестать желать вытеснить всех иностранцев с нашего продуктового рынка, а лучше заняться планированием на пять лет своей программы.
Самым же последовательным и ярким оппонентом влиятельного сельского лоббиста выступил министр финансов Алексей Кудрин. Он абсолютно резонно заметил, что все предложенные министром Гордеевым новации выходят за рамки существующего законодательства. А желание за счет перераспределения произведенного валового продукта из высокотехнологичных отраслей в пока еще низкопроизводительную сферу сельского хозяйства вряд ли разумно. Главный финансист предложил оценить, как далеко готова зайти Россия в своих затратах, чтобы вопреки дешевым продуктам, производить свои «золотые яйца».
В ответ на это министр сельского хозяйства Алексей Гордеев сообщил, что в 2006 году на повышение конкуренции на селе будет затрачено 60,6 млрд руб. Создание условий роста сельхозпроизводства обойдется в 3,7 млрд руб. Условия для сохранения и воспроизводства природных ресурсов оценено в 11,4 млрд рублей.
Вера КУЗНЕЦОВА