|
|
N°22, 09 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Нам стыдно за этот фарс»
Леонид Рошаль и женщины «Голоса Беслана» пообещали подать друг на друга в суд
Известный детский врач Леонид Рошаль, выступавший в роли переговорщика во время захвата бесланской школы в сентябре 2004 года, вчера призвал всех оставшихся недопрошенными свидетелей не участвовать в «политическом шоу», в которое, по его мнению, превратился процесс над единственным выжившим террористом Нурпаши Кулаевым. Он пришел к такому выводу, побывав в судебном зале, где давал свидетельские показания. Во время заседания трое потерпевших из фонда «Голос Беслана» стали его «оскорблять и поливать грязью», обвинив во лжи. По словам г-на Рошаля, у него сложилось мнение, что они «говорят с чьих-то слов и управляются кем-то».
Г-н Рошаль прилетел во Владикавказ днем 7 февраля по просьбе лидера фонда «Голос Беслана» Эллы Кесаевой, которая, по его словам, несколько дней назад лично позвонила профессору и попросила прибыть в Верховный суд Северной Осетии для дачи показаний, чтобы прояснить наконец-то ситуацию и выявить истинных виновных в бесланской трагедии (доктор был одним из четырех переговорщиков, явки которых требовали террористы). Ради такого свидетеля председательствующий Тамерлан Агузаров пошел на уступки и перенес заседание с 11.00 на 15.00.
Поначалу все было спокойно, г-н Рошаль отвечал на вопросы замгенпрокурора РФ Николая Шепеля. В частности, доктор рассказал, как вел переговоры с боевиками, а также о том, что уже 2 сентября 2004 года в больницах Осетии подготовили тысячу коек и все необходимые медикаменты. Кроме этого со всей республики в Беслан были вызваны машины скорой помощи.
После этого судья поинтересовался, нет ли у потерпевших вопросов, на что г-жа Кесаева резко спросила, почему доктор врал в те дни, говоря, что дети могут обходиться без еды и воды восемь-девять дней, тогда как на самом деле знал, что они находятся в критическом состоянии. Г-н Рошаль попытался спокойно объяснить, что сделать так его попросил психолог Зураб Кикелидзе -- чтобы успокоить людей, готовых ринуться в школу на помощь заложникам. Г-н Рошаль также пояснил суду, что действительно знал, что дети чувствуют себя плохо, об этом ему сказала по мобильному телефону директор школы Цалиева. Однако на тот момент он согласился с психологом, что говорить всю правду людям, убитым горем, не стоит, «могла бы начаться паника». И привел пример из своего личного опыта, как после землетрясения в Мексике на девятый день нашел под завалами роддома живого новорожденного. «А что вы хотели, чтобы я этой толпе, переживающей горе, сказал: ваши дети умрут через два дня? А на вас, -- обратился он к Кесаевой, -- я действительно подам в суд. Это общественное оскорбление, что я лжец. И я докажу, что прав». На это г-жа Кесаева выкрикнула, что доктор вместо того, чтобы помочь объективному расследованию, покрывает своими заявлениями истинных виновников.
Как уже вчера рассказал корреспонденту "Времени новостей" г-н Рошаль, у него создалось впечатление, что пригласивших его людей не интересовали факты, цель была другая -- облить его грязью. «Террорист, который годится по возрасту мне во внуки, радовался этому спектаклю и тому, как меня незаслуженно оскорбляли, -- возмутился г-н Рошаль. -- Я за всю свою долгую жизнь никогда такого не испытывал и не представлял, что получу это именно в Осетии. 1 сентября 2004 года я добровольно прилетел в Осетию не для этого. Говорю прямо -- они позорят Осетию. Такое поведение не характерно для осетинского народа. Никакой правды им не нужно. Они устраивают политическое шоу, это позор для республики, которую я люблю и в которой у меня достаточно много друзей. Они превратили суд в балаган. И не надо прикрываться несчастьем тех, кто действительно убит горем, плачет по ночам в подушку. Суд идет над Кулаевым, вот и судите его. Я официально обращаюсь ко всем, кого намечают в свидетели: не участвуйте в этом процессе».
После такого заявления доктора уже г-жа Кесаева заявила «Времени новостей», что «на суде не было никакого шоу». «Шоу было сделано им (Рошалем. -- Ред.). Я никак не ожидала, что он сделает вчера такое заявление, призывая свидетелей не приходить в суд. Мы однозначно будем протестовать против такого наглого заявления. Пусть Рошаль не забывает, что прежде всего он врач. И не имеет права вмешивать и себя, и нас в политику. Никаким образом мы в политику не влезаем. И если Рошаль считает, что это политика, то пусть это будет на его совести. Когда он выходил к людям, то чье-то поручение выполнял, не от себя же он это говорил. Он что, не знал точно, какие там условия? Ну да, сказал он, Зураб Кикелидзе, психолог, попросил успокоить толпу. Толпу -- он имел в виду, наверное, нас. Тем самым ввел в заблуждение и нас, и силовиков. Это он считает не ложью? Ведь в результате погибли дети». Г-жа Кесаева не исключила, что в ближайшее время также подготовит иск на г-на Рошаля в суд.
В свою очередь лидер комитета «Матери Беслана» Сусанна Дудиева сказала «Времени новостей», что все пострадавшие -- и женщины, и мужчины -- впервые испытали чувство стыда. «Такое недостойное поведение Эллы Кесаевой просто повергло в шок всех, -- возмутилась г-жа Дудиева. -- Сам грубый тон Эллы был ужасен. Она обращалась к доктору Рошалю на «ты», обзывала его лжецом, кричала на него. Вместе с ней кричали и еще две женщины из ее фонда -- Альма Хамицева и Залина Дзиова. Тем более непонятно такое ее поведение, что она сама звала этого человека, просила приехать и помочь дойти до истины. Мы такими трудными шагами двигаемся к постижению правды, и оскорблять человека -- очень недостойно. Там было достаточно лжецов. И то, что говорил Рошаль, да, не было правдой, но понять его по-человечески можно. Ему было трудно сказать правду нам, родителям. И теперь мы понимаем, кто лгал умышленно, а кто говорил неправду, чувствуя ответственность за тех людей, которые были перед ним. Я думаю, что это не должно было перерастать в балаган и выкрикивание таких слов, как «лжец». Это безответственное поведение в суде привело к тому, что был обижен, унижен взрослый, убеленный сединами, уважаемый человек, который пытался спасать наших детей. Нам стыдно за этот фарс».
Екатерина КАРАЧЕВА