|
|
N°23, 10 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жизнерадостный декаданс
Вчера стартовал 56-й Берлинский кинофестиваль
Директор фестиваля Дитер Косслик и его красный шарфик излучают неизменный оптимизм. Пятилетняя программа реформ (Косслик пришел на смену Морицу де Хадельну в 2001 году) успешно завершена. Берлинале обжился на Постдамерплац, расширил кинорынок и перестал выглядеть аутсайдером в тройке крупнейших европейских фестивалей.
Кинорынок, переехавший в новое помещение -- стильный и просторный Martin Gropius Bau, -- главная гордость фестивального руководства. После того как AFM (американский кинорынок в Лос-Анджелесе) перенес свои сроки с февраля на ноябрь, у Берлина появился шанс стать второй после Канна европейской площадкой, на которой торгуют прокатными правами. 30% рыночных фильмов представлены и в официальной программе фестиваля, остальные 70% -- новая продукция со всего света.
Ближайшие десять дней покажут, найдутся ли поводы для гордости в конкурсной программе. Начало получилось достаточно кислым: на открытии была показана первая конкурсная картина -- «Снежный торт» англичанина Марка Ивенса. Действие происходит в заснеженной Канаде, где у дорог стоят трехметровые памятники лосям и перелетным гусям, а люди живут в уютных деревянных домиках, любят украшать стены фотообоями и устанавливают на заднем дворе батуты, чтобы было чем поразвлечься долгими зимними вечерами. Словом, идеальное место для издерганного и одинокого героя Алана Рикмена, чтобы склеить свое расколотое «я» и понять, что жизнь продолжается. Пожалуй, единственная причина, по которой эта добротная, но невыносимо средняя драма была выбрана в качестве фильма открытия, -- это возможность провести по красной дорожке гаррипоттеровского профессора Снейпа (Рикмен) и укротительницу «Чужих» Сигурни Уивер, которой в «Снежном торте» досталась роль аутистки. Единственное яркое пятно в снежном мареве -- Кэрри Энн Мосс, одна из немногих фотомоделей, сумевших стать настоящими актрисами. Прочие звезды на церемонии открытия были исключительно немецкого происхождения. А самым приятным моментом церемонии стал музыкальный аккомпанемент Макса Раабе и его Palast Orchester, выдержанный в стиле жизнерадостного декаданса. Кажется, настроение было выбрано верно.
Хозяева возлагают особые надежды на «Элементарные частицы» Оскара Роллера -- экранизацию романа Мишеля Уэльбека, а гости ждут новых работ Роберта Олтмена, Клода Шаброля, Михаэля Главоггера, Чена Кайге и Теренса Малика. Откровений, сравнимых с прошлогодним «Капризным облаком» Цая Мин-Ляна, вроде не намечается. Фестивальный мейнстрим успешно продолжает изводить зрителей скучноватой «культурной значимостью», выдавая шаблон за произведение искусства. О новых фильмах конкурса читайте в репортажах вашего корреспондента.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Берлин