|
|
N°22, 09 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нападение на защиту
Персональные данные как предмет политической спекуляции
Парламентарии готовятся ко второму чтению пакета законопроектов, посвященных защите информации и обработке персональных данных.
Основная задача новых законов «О персональных данных» и «Об информации, информационных технологиях и защите информации», по мнению их разработчиков из Министерства информационных технологий и связи, -- снижение барьеров для развития информатизации в России и одновременно защита прав личности и интересов собственников. «Должен быть урегулирован оборот информации как объекта гражданско-правовых отношений, в том числе с использованием Всемирной паутины», -- отметил заместитель министра Дмитрий Милованцев на прошедших недавно парламентских слушаниях. А Валерий Комиссаров, председатель комитета Госдумы по информационной политике, считает, что давно назрела необходимость «на основе современных систем коммуникаций обеспечить свободный доступ граждан и организаций к информации органов государственной власти и местного самоуправления, чтобы сделать власть прозрачной, а ее решения -- доступными для широкого использования».
Законопроекты долго обсуждались и тщательно дорабатывались с учетом мнений всех заинтересованных сторон, в том числе с представителями различных религиозных конфессий. В результате были внесены поправки, которые не противоречат убеждениям верующих граждан и не оскорбляют их чувства.
Сверялись и с зарубежным опытом. Проекты полностью соответствуют Конвенции Совета Европы по защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, давно принятой европейскими государствами и ратифицированной нижней и верхней палатами Федерального Собрания РФ.
Были проведены и социологические опросы. Все выявившиеся «точки напряжения» общества также были сняты соответствующими поправками. Например, ясно прописано, что цель принятия закона «О персональных данных» -- обеспечить их защиту от несанкционированного использования, государственными органами в том числе.
Законопроекты регламентируют только правила обработки и хранения уже собранных данных. Никакой дополнительной специфической информации от граждан никто требовать не вправе. Стало быть, ни о каком «тотальном контроле» речи не идет. У нас уже сейчас есть идентификаторы персональных данных, такие как ИНН, номер пенсионного страхования, номер военного учета и т.д. Причем внесение в государственный регистр -- дело добровольное. Хотя и очень полезное. Это наша защита от работодателя, стремящегося узнать больше, чем необходимо, от рекламного мусора в Интернете и почтовом ящике, от «маркетинговых опросов» по телефону. В государственном регистре населения будут содержаться идентификаторы самых обычных персональных данных: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения. Это все. Воровать такую базу данных и торговать ею на «Горбушке» бессмысленно. С помощью государственного регистра населения будут приведены в соответствие друг с другом различные базы данных -- Пенсионного фонда, налоговой службы, ГИБДД и пр., что упростит идентификацию личности тогда, когда это потребуется самому гражданину, например в случае утери документов. В этом и состоит единственная цель создания государственного регистра населения.
Но, похоже, проекты этих двух законов могут стать жертвой политических игр, организаторов которых менее всего заботит сама суть дела.
КПРФ провела «круглый стол», посвященный обсуждению этих законопроектов. Участники практически не говорили об информационных технологиях -- все больше о мировой закулисе, гестаповской традиции делать политзаключенным татуировки с личными номерами, придуманных в ЦРУ хитроумном плане «сетецентрической» войны с Россией, вживлении подкожных чипов и пр. в том же духе. Почти никто из коммунистов не ставил под сомнение правильность исходных посылок собственных смелых рассуждений: идентификационный код, дескать, будет выдаваться человеку пожизненно вместо имени, тот, кто откажется предоставлять государству персональные данные, будет поражен в правах, журналисты куплены олигархами. Депутат Владимир Кашин, председательствовавший на мероприятии, не дал себе труда убедиться в том, что законопроект не предусматривает ничего подобного. Зато пригрозил «вывести людей на улицы» в знак протеста против не принятого еще закона. А депутат из фракции «Родина» Александр Чуев и вовсе договорился до того, что технологическая отсталость России -- благо. Информационные технологии, в большинстве своем созданные на Западе, есть, по мнению г-на Чуева, инструмент порабощения России.
Однако факты таковы: ни в одном законопроекте нет ни слова об «электронных досье» на каждого человека, тем более включающих биометрические данные (отпечатки пальцев, карты ДНК и т.д.). Напротив, в них четко прописаны запрет на сбор и обработку подобной информации и меры ответственности за незаконное использование таких данных. О каком «пожизненном идентификационном коде» речь, если в законе ясно сказано, что это чисто технологический элемент, который будет использоваться для автоматической сверки данных, уже хранящихся в разных системах?
По сути, то, к чему призывают депутаты КПРФ и «Родины», это нападение на систему защиты персональных данных.
Сергей СМИРНОВ