|
|
N°173, 21 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Месяц – не срок
Пострадать от борьбы с терроризмом может каждый
Борьба с мировым терроризмом может доставить серьезные неудобства гражданам России. Министерство юстиции подготовило и полностью согласовало со всеми заинтересованными ведомствами законодательные поправки, ужесточающие ответственность террористов и облегчающие антитеррористическую работу правоохранительных органов. Вольное и бесконтрольное применение этих поправок может повлечь за собой массовый произвол.
Министерство юстиции -- автор антитеррористических поправок -- предлагает дополнить закон «О борьбе с терроризмом», Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Если поправки станут законами, срок задержания подозреваемого в причастности к теракту до предъявления обвинения будет продлен до 30 суток (вместо действующих сейчас трех и -- в исключительных случаях -- десяти суток). Ответственность же за участие либо финансирование террористической организации предлагается ужесточить до 15 лет лишения свободы (рецидивисты будут сидеть по 20 лет). Рассматриваться такая категория дел будет в закрытых судебных заседаниях, которые для безопасности участников процесса могут быть перенесены в соседние регионы. Как сообщил корреспонденту газеты «Время новостей» руководитель департамента по законодательству о госбезопасности и правоохранительной деятельности Минюста Сергей Никулин, для защиты свидетелей и потерпевших Минюст предлагает принять те же меры, что используются для защиты судей. С необходимостью выделения бюджетных средств на соответствующую федеральную программу Министерство финансов согласилось, хотя еще месяц назад было категорически против.
То, что поправки Минюста очень быстро превратятся в законы, сомнений нет. Спикер Госдумы Геннадий Селезнев уже пообещал главе Минюста Юрию Чайке рассмотреть их в числе приоритетных во время осенней сессии. Содержание поправок по итогам думских дебатов, видимо, не претерпит существенных изменений. Хотя у предложений Минюста есть и противники. Так, по мнению зампреда думского комитета по госстроительству Сергея Попова («Яблоко»), «ужесточение наказания -- это не борьба с преступностью, а имитация борьбы с преступностью, осужденных за участие в террористических организациях как не было, так и нет». Что касается увеличения срока задержания до 30 суток, то г-н Попов в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» сказал, что «такая чрезвычайщина ни к чему».
Сторонников ужесточения законодательства гораздо больше. Так, глава МВД Борис Грызлов в начале этой недели еще до одобрения законопроекта в проекте официального заключения правительства заявил, что 72-х часов для предъявления обвинения в терроризме в условиях боевых действий катастрофически не хватает. Большая часть депутатского корпуса наверняка прислушается к авторитетному мнению своего недавнего коллеги. Тем более что приняв постановление палаты о безусловной поддержке президента, думцы обязались на ура встречать все инициативы, исходящие от исполнительной власти.
У тех, кто имеет непосредственный опыт борьбы с терроризмом, отношение к поправкам неоднозначное. По мнению президента Клуба ветеранов госбезопасности Валерия Величко, если бы статья о 15 годах тюрьмы за финансирование террористических группировок появилась раньше, проблемы Чечни у нас вообще могло бы не быть. «По этой статье можно было бы привлечь и генералов, оставлявших чеченцам боевую технику и оружие, и всех наших олигархов, буквально вкачивавших в дудаевский режим миллионы долларов», -- сказал он корреспонденту газеты «Время новостей». Однако к введению 30-дневного задержания без предъявления обвинения по делам о терроризме, по мнению г-на Величко, нужно отнестись осторожно. «Учитывая нынешние нравы наших правоохранительных органов, эта норма может стать поводом для новых злоупотреблений, -- считает он. -- Не удивлюсь, что если статья вступит в действие, найдутся деятели, которые подведут под нее пенсионеров, митингующих у Госдумы, -- собираются у стратегического объекта, ведут себя подчас вызывающе».
На самом деле весь вопрос в том, как именно будут действовать новые жесткие нормы и насколько действенным будет контроль за их применением. Иначе протестующими пенсионерами дело не ограничится.
Зачитайте наши права
«Мы не можем допустить того, чтобы из-за угрозы терроризма наши государства превратились в полицейские», -- заявил вчера на встрече с коллегами по ЕС министр внутренних дел Австрии Эрнст Штрассер. Тем не менее трагедия в Америке, похоже, повлечет за собой заметный сдвиг в западном общественном мнении, традиционно озабоченном тем, как бы борьба против терроризма не ущемила чьих-либо прав. Правозащитники в Америке всерьез опасаются, что взрыв патриотизма, наблюдающийся сейчас в США, приведет к антидемократическим проявлениям. Темнокожей конгрессмену-демократке из Калифорнии, единственной, которая проголосовала против резолюции, благословляющей Буша на применение военной силы, уже пришлось дать круглосуточную охрану -- ей угрожают. Представители ЕС объявили вчера, что на саммите в декабре будет принято единое для всей Европы определение терроризма, а также единый ордер на арест и экстрадицию подозреваемых. До сих пор в девяти странах ЕС вообще нет собственного антитеррористического законодательства.
Светлана МИХАЙЛОВА, Виктор ПАУКОВ, Леонид ПЕТРОВ