|
|
N°22, 09 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Премиальная лирическая
Деятелей изобразительного искусства тоже надо награждать -- чем они хуже кинематографистов с их «Никой» или литераторов с их «Букером»? Но художникам до недавних пор обламывалась всего лишь одна номинация в Госпремии. И вот сначала под крылом ярмарки «Арт Москва» появилась национальная премия в области современного искусства «Черный квадрат», учрежденная частной компанией «ЭКСПО-Парк. Выставочные проекты». Затем галерея «Ковчег» придумала профессиональную премию «Мастер», вручаемую за творческие достижения московским художникам-станковистам. А в прошлом году уже Федеральное агентство по культуре и кинематографии вкупе с Государственным центром современного искусства разродилось всероссийским конкурсом «Инновация». Причем награждать будут не только художников, но и кураторов, критиков и меценатов.
На этой неделе экспертный совет конкурса огласил его номинантов, то есть заявки, попавшие в шорт-лист и удостоившиеся внимания членов жюри, которое соберется в начале апреля. А на прошлой неделе оргкомитет премии «Мастер» созвал пресс-конференцию в богатом ресторане «Ноев ковчег» по поводу обретения материального воплощения в 50 тыс. руб. у призов для победителей -- благодаря спонсорству «Русского банка развития» и салонов красоты «Дессанж». («Мастер» хоть и именуется премией, но два года лауреаты получали лишь дипломы в красивых рамках.) То есть премиальное артдело вроде бы наконец наладилось. «Черный квадрат», взявший тайм-аут в прошлом году, тоже обещает скорехонько найти спонсора и вернуться к жизни.
Но премия -- это возможность не только финансово поддержать один отдельно взятый талант, но и выстроить рейтинг, систематизировать увиденное за истекший период. В этом отношении тот же самый «Черный квадрат», задуманный как самый амбициозный и передовой, премией отнюдь не является. Это конкурс «бумажных» проектов, которые рассматривает жюри; самые лучшие из них реализуются в залах ЦДХ, а затем победитель получает деньги. В сущности, перед нами оригинальная (хотя бессвязная и не имеющая концепции) выставка с коллективным кураторством экспертов, а не отчет о проделанной работе. Фонтанировать творческую мысль «Черный квадрат», безусловно, заставляет, анализировать же артпроцесс не входит в его обязанности.
В этом отношении куда вроде бы адекватней премия «Мастер». Тут жюри работает с полным (!) списком выставок минувшего года и выбирает лучший проект. Это в самом деле ранжир «по факту», но ранжир со строгими ограничениями внутри себя самого. Премию, как и было сказано, изобрели кураторы галереи «Ковчег», славящейся здоровым консерватизмом и борьбой за традиционные пластические ценности на поле современной культуры. И потому за артпроцессом «Мастер» следит исключительно сквозь призму живописи-графики. К рассмотрению предлагаются лишь те экспозиции, что соответствовали этим жанровым принципам и «длились не менее десяти дней». Так что перформансы не подходят даже по времени, а фотографии, объекты и инсталляции -- по технике. И хотя пока все лауреаты-«мастера» оказывались вполне современными и адекватными художниками, к выставочной реальности премия имеет частичное отношение, работая лишь с одним ее сегментом. Это как если бы у кинематографистов существовал лишь конкурс анимационных фильмов -- в отсутствие всяких «Ник» и «Овенов»!
«Инновация» же, действующая по принципу заявок с мест на участие в конкурсе, видимо, благодаря своей юности выглядит междусобойчиком при ГЦСИ. Заявители почти все причастны к экспертному совету и жюри конкурса. То есть выдвигают своих протеже лишь те, кто принадлежит узкому кругу, те, кто узнал про премию не из газет и Интернета, а по телефону и из личной беседы. К тому же сама процедура подачи заявок -- почтенная и отработанная -- в нашем случае привела к комическим результатам. «А почему ни в одну номинацию не попали организаторы Московской биеннале современного искусства?» -- допытывались критики на пресс-конференции. «А потому, что их никто не выдвинул», -- хладнокровно отвечал оргкомитет. «А почему лучшая книга года по искусству, энциклопедия «Московский концептуализм», осталась за рамками конкурса?» -- не унималась пресса. «Потому что издательство WAM выдвинуло само себя», -- парировали из президиума. По формальным признакам все абсолютно справедливо, но объективного осмысления происходившего в минувшем году снова не получилось. У «Инновации» большое будущее, но куцее настоящее.
Но если большие и серьезные премиальные проекты пока не задаются, вполне успешными выглядят безответственные, волюнтаристские и ироничные проекты художников, которые сами строят свои структуры и иерархии. Вот позавчера, например, уже в четвертый раз прошла церемония награждения лучших людей России серебряным знаком почета «Нового правительства» -- симулятивного альтернативного образования, придуманного художником Георгием Острецовым. Награждение происходило в здании театра «Практика» и напоминало смесь церемонии «Оскара» и студенческого капустника. То есть, с одной стороны, плазменные экраны с включениями видеоинтервью, вручение значков из чистого серебра, достойные и серьезные лауреаты вроде адвоката Екатерины Бирюковой, отстаивавшей интересы художников на процессе, связанном с выставкой «Россия-2», или арткритика Фаины Балаховской, между прочим, постоянного автора «Времени новостей». С другой стороны, псевдопафосные речи ведущих, хохот в зале, куратор Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн, пытающийся передарить свой знак почета другому номинанту, и фраза Острецова: «Бакштейн, пошел...», отчего-то кажущаяся чрезвычайно уместной в этом контексте и этой атмосфере.
Конечно, награды «Нового правительства» не заменят настоящих премий с их аналитической ответственной функцией. И лучше бы, чтобы артистические юродства происходили в антрактах торжественных и обоснованных награждений. Но деятели искусства так долго жили без наград, что рады всему -- и «Мастеру» с парикмахерскими деньгами, и «Инновации» имени ГЦСИ, и мерцающему в пустоте «Черному квадрату». И «Новому правительству». Главное, чтоб было. Дареному коню в зубы не смотрят. Спасибо и за то!
Александр Панов