|
|
N°22, 09 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Владимир Крикунов: Буре у нас как политрук
Вчера поздно вечером контрольным матчем со Швейцарией сборная России начала заключительный этап подготовки к Белой Олимпиаде. В команду привлечены все кандидаты на участие в Играх от суперлиги, а также ближайший резерв. Представители НХЛ прибудут в Турин за день-два до первого матча. Главный тренер российской дружины Владимир Крикунов с клубных проблем в возглавляемом им «Динамо» на дела сборной переключился моментально. Впрочем, по большому счету он от них и не отключался: главное событие четырехлетия из подсознания убрать невозможно. Перед отъездом в Европу Владимир КРИКУНОВ согласился на обстоятельный разговор с корреспондентом «Времени новостей» Сергеем ЧУЕВЫМ.
-- В последние дни из НХЛ поступают тревожные вести: то Овечкин получил травму паха, то выбыл из строя Житник. Не опасаетесь, что до начала Игр состав придется менять не раз?
-- Когда я узнал, что Саша Овечкин в день той игры, в которой он не участвовал, выходил на раскатку, то сразу понял: не так все страшно. И действительно вскоре Саша вернулся в строй. Житник же, как выяснилось, не сможет участвовать в Олимпиаде. Ясно, что в хоккее без травм не обходится. Для этого мы и держим запасных. После контрольной встречи с немцами 11-го числа в Кельне мы окончательно определимся с составом. Но возьмем в Турин и трех резервных игроков, ведь игры в НХЛ будут еще продолжаться до 12 февраля, и мало ли что может случиться.
-- Запасные будут исключительно из числа тех, кто выступает в российской суперлиге?
-- Из НХЛ в принципе и брать-то уже некого. Кроме Брылина. Именно он первый кандидат на попадание в состав в случае непредвиденных обстоятельств.
-- Игроки из НХЛ на Олимпиаду приедут одновременно?
-- Нет. Некоторые клубы последние перед перерывом матчи проведут 11 февраля, а значит, их представители, а это Ковальчук, Овечкин, Ковалев, Гончар, Яшин, Тютин, Козлов, Волченков, Андрей и Даниил Марковы, Каспарайтис, могут появиться в расположении сборной 13-го. Остальные, в том числе оба вратаря, Набоков и Брызгалов, прибудут на следующий день, а то и в день начала турнира. Мечтаю о том, чтобы провести хотя бы одну тренировку с участием всех игроков сборной. И последние недели полторы я выяснял, в какое время нам дадут лед.
-- То есть чемпионат России был в разгаре, а вы мысленно уже находились там, в Турине?
-- Не сказал бы. Вы же знаете, какая ситуация в «Динамо» возникла -- с деньгами, в частности. И уже хотя бы поэтому о клубе в те дни больше думал, чем о сборной. Даже о той же травме Овечкина узнал, когда эту неприятную новость уже вовсю обсуждали не только работники Федерации хоккея России, но и болельщики.
-- Но в то же время уже прикидывали, когда лучше тренироваться в Турине?
-- Конечно. Тут получилось так: первоначально нам сообщили, что мы будем тренироваться 14-го в семь вечера, а потом вдруг это время канадцам отдали. Естественно, надо было сразу решить вопрос, потом поздно будет.
Главное событие в карьере
-- Есть ощущение, что приближается событие, которое, возможно, станет главным в вашей тренерской карьере?
-- Пожалуй, есть. На сегодня во всяком случае более ответственного турнира у меня не было.
-- Не мешают сосредоточиться на подготовке к нему повседневные клубные заботы?
-- Да, работа в клубе требует времени и нервов. Тем более когда под угрозой оказалась поездка в Новокузнецк. Проблема была вовсе не в игроках, как писали некоторые газеты. С игроками-то мы все решили, и ни о какой забастовке на самом деле речи не шло. Но надо было срочно найти деньги на поездку. К счастью, все закончилось благополучно. Отвлекают ли такие события от предолимпийских мыслей? Может быть. Но жаловаться на это не хочу. Надо находить время на все.
-- Первый матч на Олимпиаде мы проведем 15 февраля со Словакией. Мысленно уже определили состав звеньев на эту игру?
-- Так чтобы на сто процентов -- нет. Будем исходить из разных соображений. Наверное, используем те сочетания, что были на последнем чемпионате мира. А там, напомню, были тройки Афиногенов -- Малкин -- Овечкин, Ковалев -- Дацюк -- Харитонов, связка Яшин -- Козлов, к которой, возможно, добавим Сушинского. А может, Козлов будет играть в центре с Фроловым и Королюком. Не исключено, используем динамовскую связку Сушинский -- Харитонов, на месте которого будет в таком случае играть Ковальчук. Он в свою очередь может появиться и вместе с Афиногеновым. В общем, поле деятельности приличное. Еще раз обсудим все с моими помощниками Владимиром Юрзиновым и Борисом Михайловым. Оба были на чемпионате мира прошлого года, и у них, возможно, свои соображения насчет состава. Посидим, подумаем, а потом примем решение. И не факт, что те сочетания, которые начнут олимпийский турнир, сохранятся до его окончания. Допускаю, что придется тасовать звенья. По ситуации возможны коррективы, когда получим новые данные о состоянии игроков.
-- За один день общего сбора его ведь не определишь?
-- В том-то и дело. На полноценные тренировки времени нет. Приедут -- и уже в самой игре будет видно, кто как выглядит. Но, честно говоря, думаю, что поначалу-то хорошо никто из энхаэловцев не будет выглядеть. Ведь в любом случае определенное время для того, чтобы адаптироваться, перевести дыхание им потребуется.
Огласите весь список
-- Состав сборной пришлось публично объявлять заранее. Ситуация для вас, прямо скажем, необычная...
-- Наверное, генеральному менеджеру сборной Павлу Буре в этом плане тяжело. Именно он оглашал весь список. Я же был спокоен. Потому что знал: окончательный состав может быть на самом деле определен только накануне Олимпиады, а то, что объявлено, -- это скорее проект. Энхаэловцев можно заменить в случае травм, а игроков нашей суперлиги -- вовсе в любой момент, причем без объяснения причин.
-- За месяц с небольшим до начала Олимпиады «Динамо» завоевало Кубок европейских чемпионов. Вам эта победа добавила уверенности, ведь был задан, можно сказать, определенный тон наступившего года?
-- Кубок европейских чемпионов -- турнир, победа в котором значима сама по себе. «Динамо» в десятый раз в своей истории предпринимало попытку стать сильнейшим клубом континента, и впервые это удалось сделать. Конечно же, после такого работать хочется еще больше.
-- Известно, что в ноябре вы побывали в Северной Америке, разговаривали с кандидатами в олимпийскую сборную. После этого общаетесь с кем-то из них?
-- Естественно. Особенно когда узнаю, что у человека травма. Сразу же выясняю, что с ним. Так, совсем недавно звонил Овечкину, Андрею Маркову, немного раньше - другим ребятам.
-- Можете сказать, на кого рассчитываете как на лидера олимпийской сборной?
-- Потенциальных лидеров хватает. Это Сушинский, Овечкин, Дацюк, Афиногенов, Андрей Марков. Когда команде тяжело, они всегда добавляют и ведут за собой остальных. Никогда не работал с Каспарайтисом, так что знаю его только по внешним впечатлениям. Но думаю, это тот человек, которого тоже можно отнести к лидерам коллектива.
"Чехам будет полегче"
-- В нынешней сборной вам, наверное, сложно на что-то повлиять кардинально: подготовки в обычном понимании этого слова она к Олимпиаде не проводила. Вам остается только расставить всех по звеньям и давать указания непосредственно по игре.
-- Согласен. Только что из этого? Это же игроки, профессионалы, а мы тренеры. Да, обычно со сборной работают в течение всего сезона. Определенные сложности в этом плане сейчас есть. Но ведь не только же у нас! Все команды будут в таком же положении. Чехам, может, немножко полегче, чем остальным: у них два очень хороших вратаря и сразу пять человек из «Нью-Йорк Рейнджерс». В принципе тактика у них определена. Пятерка из «Рейнджерс» вполне может сыграть с листа.
-- Капитан сборной России будет назван уже в Турине?
-- Да. Перед началом первого матча.
-- Его назначите вы или предстоят выборы?
-- Пусть ребята капитана выберут сами. Считаю, так будет лучше.
-- А в тренерском штабе, надо полагать, взаимопонимание полное?
-- Мы вместе с Юрзиновым и Михайловым работали на финале прошлогоднего Евротура, на чемпионате мира, на Кубке Карьяла, Кубке РОСНО. Роли у нас распределены четко, и проблем тут возникнуть не должно.
-- Первым лицом в сборной официально считается ее генеральный менеджер Павел Буре. Не будет ли он вмешиваться в тренерские дела?
-- У нас с Павлом был разговор на этот счет. И он сразу заверил, что не будет этого делать. «Мои обязанности -- привлечь ребят, решить какие-то их проблемы», -- сказал Буре. И он свое дело сделал.
-- И чем будет заниматься теперь?
-- Точно не знаю. Но в любом случае и во время Олимпиады надо будет работать с командой. Павел у нас как политрук, комиссар. Ему проще, чем тренерам, общаться с большинством ребят. И им в свою очередь легче его понять. Он совсем недавно сам играл, в том числе вместе со многими из тех, кто сегодня в сборной. Павел -- достаточно авторитетный человек, отвечает за моральную атмосферу в команде, за правильное понимание игроками цели. Моя же основная работа -- непосредственно на матчах.
Специалист по шведам
-- Состав группы, в которую мы попали со Швецией, Словакией, США, Латвией и Казахстаном, считаете удачным?
-- Обе группы примерно одинаковые, какая из них сильнее -- сказать сложно. Да и стоит ли придавать большое значение тому, в какую группу мы попали? Ничего страшного в этом просто быть не может. Поскольку в четвертьфинал выходят четыре команды из шести. А если ты рассчитываешь на медали, то в первый квартет должен выходить из любой группы. Другое дело, что надо постараться подняться как можно выше.
-- А надо ли к этому стремиться? Ведь неизвестно, кто на каком месте окажется в другой группе.
-- Да уж, на Олимпиаде всякое бывает. Тут надо к каждой игре готовиться, настраиваться по полной программе. Обыграли же на прошлых Играх в четвертьфинале белорусы шведов.
-- Обыграли под вашим, замечу, руководством. Тот матч шведы назвали несчастным случаем. Как вы к таким высказываниям относитесь?
-- Во всяком случае не обижаюсь. Наверное, шведы могут так говорить, и их можно понять. По составу они были явно сильнее и перед этим легко переиграли канадцев. Но в то же время мы-то на протяжении всего матча с ними вели в счете, а они отыгрывались. И можете не верить, но у меня в душе было чувство, что все нормально закончится, еще до того, ставшего знаменитым, курьезного гола Копатя. Думал, спокойно доведем дело до победы, когда счет был 3:2. Но мы допустили ошибку в обороне, Сундин вышел с угла и пробил Мезина. Счет стал 3:3. А в принципе мы выигрывали. Да, они перебросали нас. Но острых моментов мы им создавать не позволяли. Чтобы они разрывали нас -- такого не было. Соперники катились в сторону наших ворот, мы закрывали вход в зону по флангу. И все перекрывали. Хотя, с другой стороны, вроде бы нелогичный результат: Швеция и Белоруссия стояли на разных полюсах в мировом рейтинге. Но в тот день все перевернулось с ног на голову. Бывает такое.
-- С тех пор вас стали называть специалистом по Швеции, что вы успешно подтвердили в финале Евротура и на чемпионате мира. Есть у вас какой-то секрет, как играть против шведов?
-- Да нет никакого особого секрета. Просто не стоит их бояться. Надо играть с ними от начала до конца внимательно, спокойно. И рано или поздно наступит момент, когда мы их сломаем. Я в это верю, и пока вроде в основном получается.
Нам отдают шестое место
-- На этот раз шведы -- наши соперники по группе. И не исключено, с ними придется встретиться еще раз, но не раньше полуфинала. Наверное, вы были бы не против такого поворота событий?
-- Скажу так: я не против выйти из группы вместе со шведами. А там посмотрим. Ведь в четвертьфинале будет другой соперник, и надо сначала пройти его.
-- Если Россия завоюет серебряные или бронзовые медали, будете считать этот результат успешным выступлением?
-- Думаю, это было бы неплохо. Но что об этом сейчас говорить? Мы все мечтаем о «золоте».
-- Насколько эта цель реальна?
-- Ее ставим перед собой не только мы. Все сборные, что выступят в Турине, сильные. Специалисты НХЛ в своих прогнозах отвели нам только шестое место. При этом они подчеркивают, что исходят в первую очередь из более высокого по меркам заокеанской лиги уровня вратарей в других командах.
-- Вратари сегодня действительно очень многое определяют. Согласны?
-- Согласен -- многое. Но не все. Вратари все же хорошо играют, когда им оборона помогает. А если нет, то вряд ли можно себя по-настоящему проявить.
-- У нас с голкиперами ведь есть проблемы, согласны?
-- Вратари у нас, может, не такие яркие, но зато они достаточно надежные. В том числе и для олимпийского турнира. Тот же Соколов на чемпионате мира-2002 в Швеции решающий вклад в наши победы в четвертьфинале и полуфинале внес. На последнем первенстве планеты он тоже здорово отыграл. В общем, не думаю, что вратарская проблема у нас действительно существует.
-- Но Максиму Соколову все отводят на Олимпиаде роль третьего, запасного.
-- Это кто отводит-то? Состав, кажется, тренеры определять будут. Я не исключаю, что именно Соколов проведет в воротах первые два матча олимпийского турнира. Тем более что и Набоков, и Брызгалов попадут с корабля на бал. Максим, возможно, будет готов на тот момент лучше их обоих. Дальше поглядим, кто в какой форме.
-- На два матча Соколова обычно как раз хватает. Но в третьем он часто не выдерживает напряжения.
-- Ну вот, к третьему матчу, надеюсь, придут в себя два других голкипера.
Трудности у каждого свои
-- В тот день, когда получил травму Быков, другой защитник, Куляш, сделал хет-трик. Сказалось ли это на решении заменить Быкова именно Куляшом?
-- Куляш и так был среди запасных. Но, возможно, его -- довольно надежный защитник, и его со счетов мы не сбрасываем.
-- Справедливо ли, что главным фаворитом считается Канада?
-- У канадцев сильный состав. Но проблемы не миновали и их: есть травмированные. Восемь лет назад перед Нагано канадцы тоже считались фаворитами, а в итоге они не вошли даже в тройку призеров. Важно не кто начнет турнир фаворитом, а кто закончит. В каком физическом состоянии находятся игроки, пока неизвестно. Да и других нюансов хватает.
-- Вы вспомнили о Нагано. Победили там чехи, половина состава которых выступала не в НХЛ, а в местных клубах. В то время как другие сборные -- претенденты на медали -- были на сто процентов укомплектованы игроками НХЛ.
-- Не так сильно отличаются энхаэловцы от остальных, как принято считать. К тому же Игры в Турине пройдут на площадках стандартных размеров Международной федерации хоккея на льду. А значит, некоторое преимущество получат представители европейских клубов. Пока энхаэловцы приспособятся к европейским площадкам, а некоторые вообще никогда на них не играли, пока они перестанут путать день с ночью в связи с резкой сменой часового пояса. Выходить на лед по своим привычным меркам им придется ночью. А это, поверьте, нелегко. Короче, трудности у каждого свои. Кто с ними лучше сумеет справиться, тот и победит.
|