|
|
N°21, 08 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Суд открытых дверей
Московская Фемида обещает ничего не скрывать от общественности
Обеспечение открытости судебной системы -- одна из главнейших задач, стоящих сейчас перед российской Фемидой. Об этом заявила вчера на итоговом совещании столичных судей председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, отметив, что «люди должны видеть, как работают судьи». Она обратилась ко всем московским судьям с требованием допускать журналистов на открытые судебные процессы, отвечать на их вопросы и ни в коем случае не выгонять на улицу: «Я поначалу, увидев, как много плохого пишут о суде, решила, что общаться с журналистами не буду. Но теперь я изменила свое отношение. Пускай люди пишут о том, что они видят, о том, как работает суд, -- нам скрывать нечего».
Словно доказывая, что скрывать от общественности столичной Фемиде нечего, г-жа Егорова не поскупилась на критику коллег. И этим ее выступление на итоговом совещании судей Москвы отличалось от произнесенной неделю назад речи председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева на аналогичном собрании председателей судов всех регионов России (см. «Время новостей» от 1 февраля 2006 года).
Впрочем, и слов в защиту коллег и себя самой Ольга Егорова произнесла немало. Ничтожное количество оправдательных приговоров всегда было предметом нападок на Мосгорсуд и районные суды, которых обвиняли в «обвинительном уклоне». Однако, как показывает статистика, в столице с каждым годом число оправданных растет, а по процессам с участием присяжных эта цифра составляет даже четверть от общего числа подсудимых. Как пояснила г-жа Егорова, эти цифры не говорят о качестве работы суда -- «все зависит от конкретных обстоятельств дела». «Судебные процессы часто срываются из-за неявки сторон. В основном это касается адвокатов, которые пренебрегают своими обязанностями по защите клиентов и тем самым делают им хуже, -- сказала г-жа Егорова. -- Как-то я сама видела, как известный и всеми уважаемый адвокат говорил своим клиентам после того, как проиграл дело, что не может ничего сделать в суде, где заправляет Егорова. А я стояла в это время у него за спиной и тогда поняла, откуда появляются все эти слухи о том, что я якобы раздаю указания, какие решения нужно выносить».
Сторону обвинения председатель Мосгорсуда тоже не обошла вниманием. Она отметила, что суды за истекший год зафиксировали 20 фактов подделки судебных решений (когда, например, такие фальшивые акты представлялись их изготовителями в различные органы власти). «Обо всех этих фактах суды информировали прокуратуру, но ни одно дело так и не было расследовано, их приостанавливали, ссылаясь на невозможность найти виновников. Но разве сложно их разыскать, если вся информация о лицах, представляющих поддельные решения, передавалась нами в прокуратуру?» -- возмутилась г-жа Егорова.
Проблема судебной волокиты и нарушения разумных сроков рассмотрения как уголовных, так и гражданских дел в Москве, по словам председателя горсуда, в основном решена, и судьи в этом смысле сработали почти идеально. «За сознательную волокиту судей будут лишать полномочий. И жалеть здесь я никого не буду, потому что за все, что происходит, спрашивают с меня», -- заявила г-жа Егорова, отметив, что двое судей из Черемушкинского и Тушинского суда недавно были лишены мантий после того, как в Европейском суде по правам человека выяснилось, что они месяцами держали дела в столе.
Нет никаких проблем и с основным принципом судопроизводства -- доступом граждан к правосудию, и с каждым годом количество обращений граждан в суд неуклонно растет, что, как отметила г-жа Егорова, говорит о том, что люди «стремятся решать свои проблемы именно в суде, веря в его объективность». Отстают по этим показателям только мировые судьи, но связано это с тем, что на их долю приходится львиная доля работы, и они «были не готовы к такому валу». Это привело, в частности, к тому, что на мировых судей стали поступать жалобы на грубость, на неправильное оформление документов, на то, что не вовремя приходят на работу и не ведут прием граждан. «Мировые судьи, мы вас, наверное, захвалили, и будьте так добры, не тратьте попусту возложенное на вас доверие», -- сказала г-жа Егорова.
За грубое отношение к гражданам подверглись критике и федеральные судьи. Так, на сотрудников Тверского суда таких жалоб в прошлом году было подано 198, свыше 100 -- в Бабушкинском и Пресненском. «Прекращайте, Мещанский суд, слушать дела в часы приема граждан, заставляя их несколько дней просиживать в очередях. Курдюков (председатель Мещанского суда. -- Ред.), почему вы хамите?» -- отчитывала своих коллег Ольга Егорова.
Самыми плохими по показателям работы были признаны Бабушкинский, Зюзинский и Пресненский суды, и председатель Мосгорсуда отметила, что к ним «будут приняты соответствующие меры». А вот Кузьминский суд получил самую лестную оценку -- несмотря на то, что на его долю пришлось огромное количество дел, он достойно с ними справился.
Свое мнение о работе судов высказали и представители других ветвей власти. Так, начальник ГУВД Владимир Пронин отметил, что значительный рост преступлений в Москве связан тем, что большинство их (около 60%) совершается «иногородними гражданами». «Мы, правоохранители, растеряли около 20% субъектов преступлений. Мы не защитили порядка 25 тыс. потерпевших. Большинство субъектов -- это не наши, а иногородние, и задержать их очень сложно. К сожалению, очень часто суды отказывают в удовлетворении ходатайств о взятии под стражу, а иногородние субъекты сразу все от нас сбегают», -- посетовал г-н Пронин. В заключение он призвал судей и правоохранителей к взаимной терпимости. «Храни вас Бог и московская милиция», -- пожелал «главный милиционер».
Также выступил и мэр Москвы Юрий Лужков, довольный тем, что, несмотря на царящие в столице холода, «ни один суд не разморожен». «Безусловно, повысилось качество работы судов, но успокоенности не должно быть, -- сказал градоначальник. -- Особенно волнует город проблема выдворения. В прошлом году было выдворено 28,7 тыс. человек. Это неправильная, ничтожная цифра по размеру всей проблемы». Он пообещал продолжить работу по ремонту и реконструкции судов, а также помочь с выделением субсидий на квартиры судьям (100 судей сейчас не имеют жилья).
Поддержку обещала и Мосгордума. По словам ее председателя Владимира Платонова, столичные депутаты планируют выйти с законодательной инициативой о передаче судебных приставов из ведомства Минюста обратно судебному департаменту, поскольку неисполнение судебных решений -- это одна из основных проблем, за которую судебная власть подвергается постоянным нападкам со стороны наших граждан и мировой общественности.
Екатерина БУТОРИНА