|
|
N°173, 21 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По морям, по волнам
«Русал» собирается сэкономить на перевозке глинозема
Противостояние «Русского алюминия» и МПС зашло настолько далеко, что компания решила получить максимальную независимость от железнодорожников. В «Русале» разрабатывают вариант, согласно которому уже в следующем году компания сможет переориентировать до 23% от общего импорта глинозема с железных дорог на водный транспорт.
Как заявил газете «Время новостей» директор департамента транспорта и логистики «Русского алюминия» Вадим Гераскин, в следующем году компания планирует наладить поставки глинозема с Николаевского глиноземного завода (НГЗ, Украина) и предприятия «Орадиа» (Румыния) по Черному и Азовскому морям в порт Перми. Оставшуюся часть пути сырье будет транспортироваться по железной дороге на Красноярский алюминиевый завод. В зимнее время поставки по воде будут осуществляться до Таганрога. Предполагается, что таким образом с «Орадиа» будет вывозиться весь производимый там глинозем (260 тыс. т ежегодно), а с НГЗ -- около трети (360 тыс. т). Кроме того, говорит г-н Гераскин, этим же маршрутом могут поступать и все другие партии глинозема, закупаемые «Русалом» в Восточной Европе и Средиземноморье. В этих регионах «Русский алюминий» может приобретать до 300 тыс. т в год. Раньше все эти поставки осуществлялись железнодорожным транспортом.
В качестве причины диверсификации транспортных потоков Вадим Гераскин называет минимизацию издержек. Размер средств, которые «Русал» сэкономит благодаря использованию водного транспорта, г-н Гераскин назвать отказался. По его словам, это «десятки процентов». Как говорит представитель одной из металлургических компаний, пожелавший сохранить анонимность, благодаря введению новой схемы доставки «Русал» может экономить до 15--20 долл. на тонне глинозема, или от 9,3 до 18,4 млн долл. в год.
Также «Русал» хочет хоть немного ослабить зависимость от МПС. Гераскин говорит, что даже если бы рентабельность водных перевозок по сравнению с железной дорогой была минимальной, «Русал» все равно выбрал бы альтернативный путь доставки.
Правда, по словам анонимного собеседника газеты, чтобы наладить ритмичные поставки водным транспортом, «Русалу» придется изрядно потрудиться. «Насколько мне известно, пока «Русал» доставил в Пермь всего два судна, и ему предстоит еще отладить эту схему, -- говорит металлург. -- В Перми нет емкостей для хранения глинозема, а значит, все поступающее сырье должно по прибытии тут же забираться железной дорогой. Также перед «Русалом» встанет проблема поиска свободных вагонов и достаточного количества небольших судов, способных без проблем миновать Волго-Донской канал».
В МПС инициативе «Русала» не удивились. Пресс-атташе центра общественных связей МПС Анатолий Яковлев отметил, что сейчас действительно выгоднее доставлять глинозем через морские порты. После проведенного в августе первого этапа унификации внутреннего и внешнего тарифов на железнодорожные перевозки стоимость транспортировки глинозема из портов снизилась в полтора раза. Тем не менее, по словам г-на Яковлева, такая ситуация будет длиться недолго. В марте следующего года пройдет второй этап унификации тарифов, в ходе которого снизятся цены и на доставку сырья через сухопутные границы.
Дмитрий СИМАКОВ