|
|
N°173, 21 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
А вы судились когда-нибудь?
Кинокомпания СТВ выступила против новых законопроектов об авторском праве
Сейчас на рассмотрении Госдумы находятся два законопроекта, посвященных авторскому праву -- один внесен комитетом по культуре, другой -- депутатом Валерием Комиссаровым. Существующий закон об авторском праве несовершенен, однако новые проекты, по мнению руководителя студии СТВ Сергея Сельянова, по крайней мере для кинопроизводства -- просто губительны. Проект Комиссарова, считает он, при ряде несомненных достоинств написан «по заказу пиратов», другой же -- «бред» и «белиберда».
До 1991 года у фильмов не было авторов. Автор был у музыки, у сценария, а права на фильм принадлежали студии. В мире есть два основных подхода к этой проблеме: в Голливуде все права у продюсера, в Европе автором считается режиссер. В России на настоящий момент авторами фильма являются режиссер, композитор и сценарист. По проекту группы депутатов, среди которых Николай Губенко, Станислав Говорухин и Иосиф Кобзон, предлагается включить в авторский коллектив еще оператора и художника-постановщика. А также ввести помимо договора на создание фильма еще один -- на его использование. Авторов (а также обладателей смежных прав, то есть почти всех участников процесса) предполагается наделить правом вето на изменения в произведении или его части (конечно, имеется в виду уже готовое произведение, но кто мешает признать таковым написанный, но не снятый еще сценарий). В общем, раздолье для самых произвольных толкований.
По мнению актера и режиссера Сергея Бодрова, люди, подписавшие первый законопроект, «либо забыли, как снимать кино, либо не читали то, что под их именем сочинили другие». Сергей Сельянов объясняет их позицию благодушием старого советского толка, пережитком тех времен, когда деньги давало государство, а возвращать их не требовалось. «Мы снимаем фильмы в новой реальности, а люди, которые сочиняли эти законы, существуют в параллельном мире», -- считает Сельянов. Эта новая реальность заставляет, например, быть очень внимательным ко всем нововведениям в области законотворчества, поскольку пиратство сегодня весьма цивилизованно. Современные видеопираты не шустрят в подвалах, а имеют серьезную юридическую поддержку, виртуозно используют дыры в законодательстве и любую несуразность тут же обращают себе на пользу.
Кинокомпания СТВ снимает фильмы, большинство из которых реально лидирует в российском театральном и видеопрокате. По сути, это единственная частная компания, производящая ходовой товар (фильмы «Брат», «Брат-2», «Блокпост», «Особенности национальной охоты», «Сестры») и пытающаяся жить по законам рынка. Результатом этих похвальных усилий стали регулярные судебные процессы, по два в неделю, в которых каждый раз речь идет об авторском и имущественном праве. В законопроекте Комиссарова сотрудники СТВ с удивлением узнали едва ли не прямые выдержки из речи адвокатов ответчика. Действия Ассоциации управления авторскими правами, распоряжающейся этими правами безо всякого согласия их обладателей, в суде (между прочим -- федеральном арбитражном, так что иск прошел по всем инстанциям) признали незаконными. Зато их доводы вошли в текст законопроекта.
Валерий Тодоровский, режиссер и продюсер, прокомментировал происходящее так: «Читаю и понимаю, что опять столкнулся с каким-то бредом, из которого мы, видимо, никогда не выберемся». В СТВ считают, что, узнав о проектах, они не могли не затеять попытку их остановить. Им обидно, что работа над правилами, регламентирующими практическую деятельность, проводится некомпетентно и непродуманно. Протест СТВ легко не услышать, но г-н Сельянов отметил: «Если мы ничего не сделаем, то мы -- червяки».
Алена СОЛНЦЕВА