|
|
N°21, 08 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Спросите у Ющенко»
Владимиру Путину неизвестно, кто является партнером «Газпрома» в RosUkrEnergo
Президент России, отвечая на дотошные вопросы испанских журналистов, намекнул, что его украинский коллега Виктор Ющенко не все рассказал об учредителях RosUkrEnergo, швейцарского газового трейдера. «RosUkrEnergo -- это совместное российско-украинское предприятие, в котором российскому партнеру принадлежит 50%. Этот партнер «Газпром». Кто является собственником других 50%, мне, как и вам, неизвестно», -- сообщил вчера г-н Путин. На встречное замечание о том, что Виктор Ющенко уверяет в отсутствии украинских структур среди акционеров, российский президент посоветовал обратиться в Киев: «Вот вы у Ющенко и спросите. Там 50% -- «Газпрома», а 50% -- украинской стороны». Владимир Путин, по его словам, сказал своему украинскому коллеге: «Пожалуйста, мы будем приветствовать, если ваши 50% будут заведены напрямую на «Нафтогаз Украины». Однако украинская сторона этого не сделала. «Кого они завели на эти 50% под вывеской Райффайзенбанка, я не знаю, так же, как и вы. И «Газпрому» это неизвестно. Поверьте, на 100% вам говорю. Это украинская часть. У них и спрашивайте», -- отрезал российский лидер.
Компанию RosUkrEnergo осенью 2004 года (в последний месяц правления Леонида Кучмы, когда в Киеве уже пахло «оранжевой революцией») на паритетных началах учредили дочерние структуры Газпромбанка и Raiffeisen Investment с целью осуществления поставок среднеазиатского газа на Украину и в страны Западной Европы. Впоследствии представители RI признались, что являются номинальными держателями, но реальных бенефициаров назвать отказались. Такая форма участия в акционерном капитале позволяет совершенно бесшумно менять владельцев пакета.
Позицию новых украинских властей в отношении RosUkrEnergo трудно назвать последовательной. Сначала RUE попало под «колпак» службы безопасности Украины. Впрочем, до реальных разоблачений дело так и не дошло, если не считать таковыми многочисленные и бездоказательные заявления уже снятого главы СБУ Александра Турчинова о якобы причастности к RUE разыскиваемого ФБР и Интерполом предпринимателя Семена Могилевича. Затем появились заявления руководства «Нафтогаза Украины» о том, что они желают выкупить акции трейдера у австрийского держателя. После чего, впрочем, киевские чиновники почти на полгода забыли о существовании этого предприятия. А 4 января «Газпром», «Нафтогаз» и RUE подписали судьбоносное соглашение об урегулировании газового спора. Согласно этому документу, швейцарская компания становится эксклюзивным поставщиком импортного газа на Украину на 25 лет, от «Газпрома» получает возможность экспорта 15--20 млрд кубометров газа в год в Западную Европу, а от «Нафтогаза» -- долгосрочное соглашение на льготное пользование подземными хранилищами (один из важнейших элементов повышения рентабельности продаж) и 40% украинского рынка конечного потребления через недавно созданное «Укргазэнерго».
После этого Виктор Ющенко, который публично одобрил условия газового мира, начал тактично защищать RosUkrEnergo. Так, на одной из пресс-конференций он призвал «не формировать басни» вокруг этой компании. И предложил всем, кто располагает информацией о сомнительности RUE, сказать об этом «публично и с доказательствами».
Через некоторое время он поведал журналистам, что «эта структура, сформированная субъектами хозяйствования, не имеет никакого отношения к государственным украинским службам» и создана исключительно на базе законодательства России (как такое может быть со швейцарской компанией, он не пояснил). Более того, украинский президент перевел стрелку не просто на Россию, а прямо на Кремль. На пресс-конференции в Запорожье в начале февраля он сообщил, что обращался к Владимиру Путину с просьбой представить Украине все необходимые документы, которые касаются RosUkrEnergo. Ответ последовал вчера, с явным намеком поискать акционеров СП поближе к президенту Украины.
Сегодня в правительстве Украины должна состояться очередная газовая битва. На этот раз члены раздробленного выборами и постоянным давлением с разных сторон кабинета Юрия Еханурова обсудят болезненные вопросы повышения цен на газ для украинских потребителей. «Цена для промышленности будет окончательно установлена завтра на заседании кабинета министров», -- пообещал вчера премьер. Основным докладчиком является министр экономики Арсений Яценюк, который накануне отказался раскрыть свое видение вопроса. «У нас есть четкие предложения по цене на газ. В среду мы об этом поговорим», -- заявил он. Заранее свои предложения решился обнародовать только министр топлива и энергетики Иван Плачков. На пресс-конференции он сообщил, что его ведомство предлагает следующую сетку цен на газ для внутренних потребителей. Для населения цена должна быть повышена с 92 гривен (18 долл.) до 266 (52,6 долл.), для бюджетников -- со 178 (35,2) до 460 (91), для теплокоммунэнерго -- с 206 (40,7) также до 460 (91), а для промышленности -- с 422 (83,5) до 534 (105). Предельная цена для промышленных потребителей выглядит как издевка над только что созданным «Укргазэнерго» для поставок импортного газа на внутренний рынок. В 2006 году оно купит свыше 34 млрд кубометров газа у RosUkrEnergo как минимум по 95 долл. за тысячу кубометров. С учетом транспортных расходов на территории самой Украины (около 10 долл. на тысячу кубометров) оно будет работать в лучшем случае на грани рентабельности, а то и себе в убыток. Напомним, что глава «Нафтогаза» Алексей Ивченко говорил, что для промышленности цену нужно поднять как минимум на 50% (примерно до 125 долл.). Вчера он отказался комментировать тему.
Алексей ГРИВАЧ