Время новостей
     N°21, 08 февраля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.02.2006
"Нам солнца не надо, нас партия греет»
Рамзан Кадыров стал еще ближе к вертикали власти
И.о. премьера Чечни Рамзан Кадыров с понедельника возглавил региональное отделение партии «Единая Россия». На заседании бюро высшего совета партии его кандидатура была предложена в качестве единственной -- ее можно было или принять, или отклонить. Бюро решило -- принять.

Присутствовавший г-н Кадыров признательно пообещал оправдать доверие. Решение единороссов означает не только очередное продление списка должностей и званий и.о. председателя чеченского правительства, Героя России и академика Российской академии естественных наук. Оно закрепляет принципиально новую политическую ситуацию, сложившуюся в Чечне после выборов в парламент в ноябре 2005 года.

Еще за три месяца до парламентских выборов казалось, что в них будут принимать участие как минимум две политические силы, способные уравновесить взаимные политические амбиции и этим придать некий смысл существованию парламента как демократического института, а не машины для утверждения заранее принятых решений. При всех очевидных всероссийских тенденциях очевидно, что в условиях конфликта, в которых существует Чечня, сохранение хотя бы минимальной жизнеспособности парламента как легальной площадки согласования общественных интересов очень важно. Едва ли кто-то из экспертов всерьез допускал, что в выборах смогут принять участие представители убежденных сепаратистов. Но и честного соревнования между лояльными чеченцами могло хватить, чтобы парламент перестал быть для населения просто очередной игрушкой в руках действующей власти.

Как ни парадоксально, роль «оппозиции» могло сыграть как раз чеченское отделение «Единой России», которое до конца прошлого года возглавляли депутаты Госдумы Франц Клинцевич и Руслан Ямадаев. Оба политика стояли у истоков формирования чеченского отделения партии и в течение долгого времени подчеркнуто дистанцировались от кадыровце» -- несмотря на принадлежность г-на Ямадаева к могущественному гудермесскому клану, который выступил во второй войне на стороне России и весьма способствовал возвышению Ахмат-хаджи Кадырова. После гибели Ахмата Кадырова в результате теракта 9 мая 2004 года семейство Ямадаевых заняло прочное место в «кадровом резерве» федерального центра. Бывшие ичкерийские генералы, депутат Госдумы Руслан Ямадаев и его брат Сулим, командир чеченского спецбатальона 42-й дивизии Минобороны «Восток», точно так же, как бывший ичкерийский муфтий Ахмат Кадыров, сделали без преувеличения «судьбоносный» выбор в пользу России. Оба они, как и Рамзан, в разное время получили Звезды Героя России.

Понятие «Единая Россия» в течение нескольких лет ассоциировалась в Чечне исключительно с именем Ямадаевых, причем партия сконцентрировала в своих руках действительно огромный организационный и политический потенциал. Перед очередными выборами чеченского президента представители ее руководства говорили: «Партия так сильна, что может и бомжа выбрать президентом».

По всей видимости, незадолго до выборов парламента Чечни в Москве было принято решение, что сохранение политического противовеса Рамзану Кадырову менее важно, чем организационное единство. Рамзан Кадыров, ранее не принимавший участия в партийной жизни, вошел в региональный политсовет "Единой России". Вскоре после этого в результате размолвки с г-ном Кадыровым сошел с политической сцены Таус Джабраилов, который до этого был третьим лицом республики и должен был возглавлять партийный список «Единой России» на выборах парламента.

На ноябрьских выборах «Единая Россия», по сути, выставила два набора кандидатов, хотя и Рамзан Кадыров, и Руслан Ямадаев отрицали существование таких списков. После выборов, когда единоросский парламент Чечни продемонстрировал свою абсолютную верность г-ну Кадырову, предложив даже переименовать Грозный в честь его отца, республиканский политсовет партии решил заменить г-на Ямадаева на г-на Кадырова. Г-н Клинцевич к этому времени уже ушел из чеченского отделения, поскольку устав партии запрещал ему совмещать должность регионального руководителя с местом в федеральном генсовете. 10 декабря 2005 года Руслан Ямадаев, уже в качестве и.о. секретаря региональной «Единой России», провел заседание политсовета, участники которого единогласно проголосовали за кандидатуру Рамзана. А в минувший понедельник это решение было утверждено бюро высшего совета партии на федеральном уровне.

«Мы все поддерживаем, что предлагает руководство, -- сказал «Времени новостей» теперь уже бывший руководитель чеченской «Единой России» Руслан Ямадаев. -- Нам солнца не надо, нас партия греет. Я хорошо знаю Рамзана, он принесет много пользы для партии». Между тем в неофициальных комментариях чеченских единороссов, стоявших у истоков партии, слышен нескрываемый скепсис: «Правду говорить неудобно, а неправду не хочется». По мнению большинства наблюдателей, Кремль готов предоставить Рамзану Кадырову абсолютную свободу действий в Чечне в обмен на стабильность и лояльность -- хотя бы и декларативные.

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Ситуация в Чечне