|
|
N°21, 08 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Битва с "бумажным тигром"
Борцы с оргпреступностью дали ответ генпрокурору
В России действует уже более 400 оргпреступных формирований (ОПФ) общей численностью более 10 тыс. человек. Такие данные на вчерашней пресс-конференции озвучил замначальника департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПиТ) генерал-майор Александр Елин. При этом он отметил, что в стране практически не осталось ни одного уголка, «за исключением ряда отдаленных автономных округов», где бы ни действовали преступные сообщества. Нарисовав тревожную картину, г-н Елин вкратце остановился на успехах антимафиозной службы и высказал мнение, что все же не стоит ее расформировывать, как накануне предложил генпрокурор Владимир Устинов. Оценивая криминальную ситуацию в стране, генпрокурор среди прочего раскритиковал работу милиции по борьбе с оргпреступностью, сравнив эту отчетность МВД с «бумажным тигром». Поводом для этого послужили данные МВД о разоблачении в прошлом году 409 опасных мафиози, из которых, по данным судов, к ответственности были привлечены лишь 40.
Как рассказал г-н Елин, совсем недавно сотрудники департамента насчитывали сто наиболее опасных действующих в России преступных сообществ (ПС). Однако за последние два года многое изменилось. «По новым критериям в поле нашего внимания попадают преступные формирования, действующие длительное время, имеющие разветвленную систему преступной деятельности, коррумпированные связи в органах власти и подконтрольные объекты экономики», -- отметил генерал. По его словам, теперь большую опасность для государства представляют ПС, занимающиеся не «традиционными» общеуголовными преступлениями, а легализацией незаконных доходов, созданием незаконного бизнеса и проникновением во властные структуры. Все действия лидеров ПС, по мнению Елина, скрыты «под завесой легального бизнеса, спонсорства, а также участия в общественно-политической жизни того или иного региона».
Кроме этого, по словам генерала, преступные элементы постепенно захватывают крупные предприятия, в том числе и градообразующие. «Причем, -- подчеркнул г-н Елин, -- все эти так называемые «рейдеры» сплошь молодые люди, не имеющие криминального прошлого. Как правило, это юристы, экономисты и финансисты. Они действуют под прикрытием различных консалтинговых и инвестиционных компаний». Генерал отметил, что успехи по разоблачению таких преступных кланов уже есть, результаты по раскрытию преступлений экономической направленности повысились. Но вместе с тем они «не являются серьезным поводом для оптимизма».
Дав понять, таким образом, что работы у ДБОПиТ еще очень много, г-н Елин решил дать ответ на критику генпрокурора на счет «бумажного тигра». «За прошлый год действительно было задержано 409 криминальных авторитетов, и в результате до суда дошло только 40 человек, -- пояснил генерал. -- Но дело в том, что правоприменительная практика по ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества) сейчас только вырабатывается. Просто на стадии предварительного следствия задержанным либо переквалифицировали преступление, либо их отпускали. Ведь в законе до сих пор четко не прописано, что такое преступное сообщество, сколько в нем должно быть членов, чтобы вменить ст. 210. Однако хочу отметить, что с 1997 года в год осуждали до десяти человек по этой статье, а за 2005-й статистика возросла до 40 человек. Это говорит о том, что наш департамент работает не зря. И я не вижу смысла расформировывать или вводить наше подразделение в структуру уголовного розыска».
Екатерина КАРАЧЕВА